В конце октября владелец ММК им.Ильича Владимир Бойко впервые заявил о готовности расстаться с основным активом своей бизнес-империи. Красный директор предложил национализировать предприятие. Впрочем, слова Владимира Семеновича можно расценивать, как способ получить экономические дивиденды.
В октябре сего года Владимир Бойко, как и его ММК им.Ильича, стали основными ньюсмейкерами в металлургической отрасли. Сначала председатель совета директоров корпорации ИСД Сергей Тарута на заседании «Украинского форума» в Киеве сообщил, что Владимир Семенович госпитализирован из-за критической ситуации в ГМК. А затем лидер Партии регионов Виктор Янукович, открывая заседание оппозиционного правительства, заявил, что ММК остановил производство. Оба сообщения были опровергнуты пресс-службой комбината.
Но 29 октября уже сам «красный директор» заговорил о печальной участи ММК. «Наш завод сейчас работает себе в убыток. В октябре мы можем получить убытков на 250 млн. грн. В такой ситуации я готов к национализации предприятия государством», – сказал В.Бойко. Характерно, что это был первый мессидж владельца комбината с 2000 г. о готовности расстаться с «Ильичем».
Приватизация ММК им.Ильича началась в 1996 г. На базе предприятия было создано ОАО «ММК им. Ильича», 42% акций которого было передано трудовому коллективу, остальные – государству. Позже бумаги коллектива были переданы ЗАО «Ильич-Сталь». 2 ноября 2002 г. Верховная Рада приняла закон «Об особенностях приватизации пакета акций, который принадлежит государству в уставном фонде ММК им. Ильича», согласно которому приоритетное право на приобретение 50%+1 госакции получила «Ильич-Сталь», выкупившее пакет за 454 млн. грн.
До сих пор В.Бойко заявлял, что ни при каких обстоятельствах не оставит предприятие и его коллектив. Не изменилась его риторика и сейчас: «Главная цель руководства комбината – найти возможность предотвратить массовое сокращение рабочих. Главное продержаться зиму. Это удастся, если оставить в работе хотя бы две домны». Впрочем, владелец ММК добавил, что не верит в преодоление кризиса в металлургии.
Достаточно интересными были словам Владимира Семеновича о том, что сейчас комбинатом вряд ли кто-то вообще заинтересуется в целях его приобретения. И это при том, что еще в первой половине этого года на предприятие положил глаз ряд украинских и иностранных инвесторов. По оценкам аналитиков, «Метинвест» Рината Ахметова и «Арселор Миттал» считались наиболее вероятными претендентами на покупку ММК.
Действительно, сейчас в условиях финансового кризиса, когда деньги подорожали и кредиты стали недоступными, меткомпании не задумываются о поглощениях, удержаться бы на плаву. Однако, общеизвестно, что кризис также предоставляет и новые возможности: в частности, перед компаниями, минимально подверженным внешним негативным факторам, открывается неограниченный горизонт для наращивания своей доли на рынке, в том числе и благодаря покупкам конкурентов.
Поэтому, не исключено, что Владимир Семенович немножко лукавил, когда говорил, что у претендентов на его предприятие нет денег на покупку ММК. Скорее всего, проблема заключается в цене. Т.е. покупатели предлагают суммы, с которыми не согласен В.Бойко. Однако, фактом является то, что со второй половины года капитализация комбината стремительно падает. В частности, по котировкам на ПФТС мариупольский гигант подешевел в 8,3 раза с 13,4 млрд. грн. ($2,68 млрд. по курсу 5 грн. за долл) до 1,6 млрд. грн. ($266 млн. по курсу 6 грн. за долл). Очевидно, что претенденты наверняка ссылаются на цену комбината, более-менее близкую к рыночной.
Впрочем, есть логика и в действиях В.Бойко. Если уж выходить из бизнеса, то с максимально возможной премией, и уж никак не продавать с дисконтом. Кроме того, если не удастся договориться с претендентами, то ММК можно «положить на хранение» государству, т.е. национализировать. А потом, когда улучшиться конъюнктура рынка, опять передать его в аренду трудовому коллективу.