Роман Абрамовский: «Украинские компании должны иметь преференции в тендерах по объектам Евро-2012»

Share

В октябре кризис финансового сектора перерос в системный экономический кризис. Деловые круги уже заявили о необходимости принятия Кабмином пакета антикризисных мер для ряда отраслей, в том числе для строительства. В то же время ведущие компании, такие как холдинг «Укрстальконструкция», полагаются в основном на свои силы.


Ведущая отечественная холдинговая компания на рынке промышленного строительства «Укрстальконструкция» в условиях разворачивающегося кризиса полагается на собственные силы. Более того, компания, предоставляющая полный комплекс услуг по проектированию, изготовлению и монтажу стальных конструкций различных типов, собирается «повоевать» не только за имеющиеся украинские заказы, но и укрепить свои позиции зарубежом.


Получить новые заказы на внешних рынках и внутри Украины «Укрстальконструкция» планирует за счет органичного объединения современного эффективного менеджмента и многолетнего опыта работы на отечественном рынке. За этот период предприятиями холдингами изготовлено и поставлено свыше 5 млн. т металлоконструкций, в том числе около 8 млн. кв. м быстровозводимых зданий. О ситуации в компании и мерах, разработанных для противодействия экономическому кризису в преддверии 35 – летнего юбилея «Укрстальконструкции» Бизнес-порталу uaprom.info рассказал генеральный директор Холдинга Роман Абрамовский.


– Роман Романович, Вы возглавляете «Укрстальконструкцию» с октября 2006 г. Какие достижения компании за эти два года Вы бы отметили?


– Обычно для собственников важны только три показателя, по которым они оценивают деятельность менеджмента компании. Это прибыль, рыночная капитализация и доля в секторе экономики, а точнее динамика этих показателей. В этом году мы рассчитываем получить прибыль порядка 100 млн. грн., что вдвое больше чем в предыдущем году. А в прошлом году этот показатель вырос на 120% по сравнению с 2006 г. О росте капитализации говорить сложно, так как акции компании не котируются ни на одной из фондовых площадок, ну а доля в сегменте рынка выросла уже до 60 процентов.


Важным этапом становления компании стало построение определенной корпоративной культуры в холдинге, управляющей компанией которого является «Укрстальконструкция». Я считаю, что это основа и фундамент прибыльной и результативной работы. Устранена внутрикорпоративная конкуренция, так мешавшая быстрому развитию.


Также ведется техническое перевооружение на предприятиях, внедряются системы автоматизированного проектирования. Сейчас мы находимся на стадии подписания контрактов на поставку дополнительного листо- и сортообрабатывающего оборудования. Кроме того, в составе «Укрстальконструкции» создано строительно-монтажное предприятие, приобретено новое предприятие – Житомирский завод металлических конструкций, бывший «Житомир Ворлд Билдинг Системс».


Последнее приобретение позволило осуществить диверсификацию географически?


– Конечно. К тому же, я считаю, что это недорогой способ значительного укрепления позиций в сегмент гражданского строительства, быстровозводимых зданий. Завод уже имел отличную репутацию в своей нише на рынке, обладал определенной долей этого рынка, а мы ее увеличили, подняв производительность практически в два раза.


– Компания «Укрстальконструкция» – монополист в сфере промышленного строительства. Более того, я знаю, что некоторые заказы на производство и монтаж металлоконструкций могут выполнять только предприятия, входящие в «Укрстальконструкцию». Вы можете рассказать о таких проектах?


– Я думаю правильно говорить о том, что Холдинг обладает значительной рыночной властью в этом сегменте, огромным опытом наряду со свежим подходом. Монополия – есть нечто негативное, претящее нам по духу. Конкуренция – вот «энергетический коктейль» развития. И поверьте – конкуренты не дают «почивать на лаврах». Рынок промышленного строительства является наиболее затратным для подрядчика, и порог входа в него достаточно высок. Тем не менее, уже появляются компании, которые «поднаторели» в гражданском строительстве и пробуют свои силы в промышленном. Мы отслеживаем эти процессы, и отдаем себе отчет в том, что только собственное развитие залог удержания и укрупнения позиций на рынке.


Действительно, есть такие объекты, где участие «Укрстальконструкции» в качестве подрядчика просто необходимо. При этом хочу, чтобы вы поняли меня правильно – я говорю об украинском ценовом уровне. Так например, никто не сравнится с Днепропетровским заводом им.Бабушкина, в изготовлении конструкций с высокими весовыми и габаритными показателями. Опыт строительства сталелитейного завода компании «Днепросталь» показал, что целый ряд металлоконструкций может быть изготовлен только предприятиями Холдинга. Скажем, такой объект, как ангар в аэропорту Внуково для трех Ил-96, где пролет ферм 144 м, также никто сделать не мог. У нас вышло. Есть ряд конструкций для доменного производства где мы действительно не испытываем конкуренции. Это сложнейшие конструкции четырехколонных систем доменной печи, например.


Что касается гражданских зданий, то тут рынок достаточно свободен. Однако, например, в строительстве высотных зданий могут потребоваться серьезные конструкции, в частности, аналог Башни «Федерация» в Москве. Проект реализовывали российские предприятия, но мы рассматривали чертежи и пришли к выводу, что в Украине только завод им. Бабушкина может изготовить такие конструкции.


– За какие проекты берется «Укрстальконструкция» в сфере коммерческого строительства, доля на рынке которой, по некоторым оценкам, составляет до 40%?


– Нам нравится участвовать в больших проектах, когда задействованы все предприятия холдинга, когда работы должны быть выполнены крайне быстро. Например, 8 тыс. т металлоконструкций для торгового комплекса «Магеллан» в Харькове были изготовлены и порядка 2 тыс. т смонтированы практически за 4 месяца. Для объекта социально – культурного назначения на Оболонском проспекте в г. Киеве было произведено 12600 т конструкций за 8 месяцев. И это не рядовые конструкции! Также отличные проекты реализовывали совместно с инвестиционно-строительной группой компаний «Герц»: мы построили с ними в Макеевке комплекс для Aushan. Совместно с Аэробуд работаем на предмет производства, поставки и монтажа уникальных металлоконструкций для строящегося на бульваре Тараса Шевченко офисно-гостиничного комплекса для компании St Sophia Homes. Сложность конструкций обуславливает единственно возможного изготовителя ДЗМК им. Бабушкина.


– Какие планы у «Укрстальконструкции» относительно рынка БМЗ?


– Я бы разделил рынок БМЗ на два сегмента. Первый – это складская недвижимость. Сейчас 95% проектов заморожены из-за отсутствия финансирования. Думаю, что они будут индикатором кризиса в отрасли. Как только кризис пойдет на убыль, начнут дешеветь деньги, начнут развиваться эти проекты. Это произойдет, скорее всего, не раньше, чем через 8-9 месяцев. Конечно, какие-то проекты девелоперы будут строить, и мы за ними очень пристально наблюдаем. Второй сегмент – это торговая недвижимость. В этой сфере деньги есть, проекты развиваются. Конечно, не в таком объеме, как планировалось, но объекты строятся. Грамотные девелоперы разбивают развитие этих проектов на фазы и так реализовывают.


– Сейчас эксперты отмечают очередной виток кризиса в строительной отрасли. Какие антикризисные механизмы применяет «Укрстальконструкция», чтобы обезопасить себя?


– Мы уже разработали пакет антикризисных мероприятий. Главная цель – собрать все имеющиеся заказы на строительном рынке. Для этого будем применять, в первую очередь, ценовые механизмы, во вторую очередь – комплексный подход, минимальные сроки. Возможности нашего Холдинга позволяют в сжатые сроки выполнить поставки для объекта любого масштаба в строгом соответствии с графиком монтажных работ.


Важную роль играет диверсификация поставок в пользу экспорта. Так, наш запорожский завод подписал большой контракт на поставку двух резервуаров объемом 50 000 куб. м каждый в Белоруссию. Сейчас мы ведем проектирование мясокомбината и завода по разливке минеральной воды в Молдавии. Ведем переговоры об участии в проектах в России, связанных с Олимпиадой 2014 года в Сочи. Начали поставку резервуаров в Монголию. Ну и конечно сокращаем издержки, оптимизируем нагрузку на вспомогательный персонал, ежедневно мониторим рынок материалов делаем все, что и всегда, но тщательнее.


Для обозначения слова «кризис» в китайском языке существует два иероглифа: один из них означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, любой кризис несёт в себе и потенциальную опасность, и возможность – сделать шаг вперед.


– Известно, что «Укрстальконструкция» принимала участие в строительстве стадиона в Днепропетровске, который стал первой ареной для проведения матчей Евро-2012. В каких еще проектах под Евро планирует учувствовать «Укрстальконструкция»?


– В отличие от Польши, у которой построено большинство объектов инфраструктуры, в Украине этот процесс только начинается. У нас большая проблема с развитием аэропортов. Ближе всех к решению этого вопроса подошел «Борисполь». Именно его мы рассматриваем в пакете перспективных проектов. Не оставим без внимания аэропорты в Донецке и Днепропетровске. Также рассматриваем участие в строительстве стадионов в Киеве и во Львове.


Подготовка к Евро – это те же заказы, которые нам интересны и за которые мы будем бороться. Беспокоит то, что инвестиции, которые будут идти на стройки, могут достаться зарубежнымкомпаниям, в том числе и производителям металлоконструкций. На этом фоне необходимо четкое понимание того, что украинские конструкции будут изготовлены украинским рабочим, из украинского металла, выплавленного опять же украинским сталеваром. Необходимо, чтобы национальные компании имели, пусть не материальные, но четко обозначенные преференции.


Это же касается и строительства мостов в Украине, в частности в Запорожье. Сейчас заказы на поставку десятков тысяч тонн уходят в Россию, то есть металлопрокат для их производства используется также российский. Фактически, помогаем жить российским металлургам и производителям металлоконструкций, причем обратной тенденции пока не наблюдается.


– Были ли такие предложение в пакете антикризисных мер для ГМК, которое приняло правительство в середине октября?


– Нет. Правительство приняло пакет, который подавался еще в конце августа – начале сентября. Он уже не очень актуален, поскольку нужны другие, более радикальные меры.


– Две недели назад председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута заявил, что корпорация в связи с кризисом приостанавливает реализацию проектов модернизации на Алчевском и Днепровском меткомбинатах. Как это отразится на заказах для «Укрстальконструкции»?


– Отразится плохо. В Укрстальконструкции уже разработан и реализуется комплекс мер по максимально безболезненному выходу из этих объектов. Вы же понимаете, что в силу ряда корпоративных причин эти заказы шли как «литерные» и мы отказали многим потенциальным заказчикам из-за перегруженности. Конечно, наиболее серьезно приостановка модернизации меткомбинатов могла бы отразиться на ДЗМК им.Бабушкина, производственная программа которого предусматривала выполнение наиболее сложных и трудоемких конструкций. Но мы нормально выходим из этой ситуации. В октябре будет падение производства в целом по холдингу на 1,3 тыс. т., но в ноябре уже падения не будет, и мы выйдем на запланированные показатели 7,6 тыс. т в месяц. Недополучение дохода в октябре, конечно, неприятно, но годовой план по прибыли мы выполним. Это произойдет благодаря диверсификации линейки выпускаемой продукции на заводах холдинга, и каждое предприятие будет обеспечено заказами до конца года.


***


Экономический кризис отражается на всем рынке, но примечательно, что лидирующие компании сохраняют выдержку, оптимизм и уверенность в завтрашнем днем, тогда как игроки второго и третьего эшелона сеют панику и тем самым только усугубляют свое положение. Пример «Укрстальконструкции» показывает, что необходимо иметь эффективную систему бизнеса и проводить ответственную инвестиционно-кредитную политику в период экономического роста, тогда спад конъюнктуры минимально повлияет на деятельность компании. Кроме того, необходимо оперативно разрабатывать и внедрять собственный пакет антикризисных мер, не ожидая пока у госчиновников до этого дойдут руки.