Российская нефть играет пошлинами

Share

Стремясь поддержать собственную нефтянку, работающую под фискальным прессом в условиях инвестиционного голода, правительство РФ приняло решение о существенном снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В Украине это решение вызвало, наряду с позитивными ожиданиями удешевления российских поставок, также и опасения за рентабельность отечественной переработки. Противники относительно дешевого импорта предлагают пропорциональное повышение пошлин на импорт нефтепродуктов, за которыми угадывается не столько забота о национальном производителе, сколько обычный корпоративный лоббизм.


Несмотря на благоприятную конъюнктуру, российская нефтедобыча в 2008 г. впервые продемонстрировала отрицательную динамику. Причина – высокие налоги, которые даже в условиях максимального подъема мировых цен оставляют нефтяников на голодном финансовом пайке. И к тому же (о чем не очень любят говорить официальные лица), российские нефтяные компании и, прежде всего, государственные, тратят существенные средства на приобретение новых активов, откладывая «на потом» инвестиции в развитие уже имеющихся производственных фондов.


Летом этого года российские правительство и парламент снизили отраслевые налоговые ставки, а с 1 октября в дополнение к этому резко снижаются и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Снижаются впервые с апреля минувшего года и сразу в среднем на четверть: экспортная пошлина на нефть утверждена на уровне $372,2/т сырой нефти, светлых нефтепродуктов – $263,1/т, темных – $141,7/т.


«Мы очень воодушевлены и разделяем радость с нефтяными компаниями по снижению экспортной пошлины на нефть… На сегодняшний день мы считаем, что в этот неспокойный период нефтяные компании получили по максимуму от государства», – отметил в этой связи руководитель Минэнерго РФ Сергей Шматко. Согласно экспертным оценкам, новая пошлина в течение 2 месяцев своего действия позволит нефтяным компаниям сэкономить более $5 млрд.


Таким образом, правительство Владимира Путина оперативно отреагировало на падение в первой половине сентября мировой стоимости нефти. Причем, расчет пошлин производился на основе двухнедельного, а не двухмесячного, как было принято ранее, мониторинга цен на нефть и нефтепродукты. В случае применения старого механизма расчета ставок пошлина должна была, напротив, вырасти до $485,8/т сырой нефти.


Украинские нефтяники также продемонстрировали сокращение объемов добычи нефти, но при этом, в отличие от россиян, отечественные нефтепереработчики не смогли обеспечить себя достаточными объемами сырья и существенно (на четверть) сократили производство (см. табл.). А поскольку отрасль не только напрямую зависит от российских поставок сырой нефти, но и одновременно конкурирует с импортом российских (или производящихся преимущественно из той же российской нефти) углеводородов, то часть украинских нефтепереработчиков решила упредить конкурентов и пытается решить свои проблемы лоббированием повышения ввозных пошлинам. В частности, представители контролируемых группой «Приват» западноукраинских НПЗ прогнозируют, в случае «безнаказанного» допуска российского топлива в Украину, критическое падение рентабельности отечественных НПЗ вплоть до остановки производства.


Добыча и переработка нефти в Украине и России в январе-августе 2008 г., млн. т











































 

Украина


РФ


 


млн. т


прирост %


млн. т


прирост %


Добыча


2,1


-4,9%


325


-0,7%


Первичная переработка нефти и газового конденсата (поставки на НПЗ)


6,9


-25%


157


+3,7%


в том числе:


дизельное топливо


2,4


-29,6


45,6


+3,8%


бензин


2,3


-21,7


23,5


0,0%


мазут топочный


1,6


-36,6


41,9


+2,7%



Источник: Минтопэнерго Украины, Росстат


У идеи такого симметричного «пошлинного» ответа россиянам есть и высокопоставленные сторонники. Так, член комитета по ТЭК Верховной Рады Украины Олег Зарубинский (фракция Блока Литвина) увязывает пошлины не столько с «самочувствием» отдельных НПЗ, сколько с энергетической безопасностью государства в целом. По его версии, в случае отрицательной рентабельности НПЗ (провоцируемой дешевым российским импортом) и вероятной в таком случае остановки заводов, Украина может остаться без достаточных запасов топливного мазута, что, соответственно, ставит под угрозу работу тепловой энергетики в зимний период.


Запасы мазута на украинских ТЭЦ и ТЭС, действительно, несколько сокращаются. На 1 сентября мазута было накоплено на 2,5% меньше (148 тыс. т), чем за 9 месяцев 2007 г. А благоприятный фон для подобных заявлений создала, в том числе, и недавняя остановка «Карпатнефтехима» из-за топливно-финансовых проблем местной ТЭЦ.


Эксперты не видят необходимости внедрения в Украине новых, более высоких, экспортных пошлин на нефтепродукты и отмечают, что при таком подходе речь идет о самом негативном варианте защиты своего производителя, стимулирующего неэффективные производства. Это не говоря уже о позитивном для экономики в целом мультипликативном эффекте от удешевления стоимости топлива. К тому же, из России Украина импортирует в первую очередь дизельное топливо, а инициаторы «антироссийских» пошлин, судя по всему, хотели бы удорожания импорта нефтепродуктов в целом, а не в привязке к экспортным ставкам отдельно взятых стран-импортеров.


Между тем, мировой рынок нефти, продолжая оправдывать репутацию наиболее спекулятивной и «эмоциональной» составляющей глобальной энергетики, вновь преподнес сюрприз. После многообещающего падения и ожидавшейся стабилизации, стоимость нефти вновь выросла за несколько дней на 15-16% и после небольшой коррекции на 24 сентября составляла около $100 за баррель. Поскольку сырье подорожало уже после оглашения новых российских экспортных ставок, ожидавшееся благодаря занижению пошлин удешевление российских нефтепродуктов будет в определенной мере компенсировано ростом рыночной стоимости самой нефти.


В том числе и по этой причине сторонники внедрения новых повышенных экспортных пошлин вряд найдут понимание в ВР и правительстве. Тем более что возобновившийся рост стоимости нефти наложится в таком случае и на повышенные тарифные барьеры, которые при пессимистичных раскладах станут просто заградительными и, соответственно, спровоцируют дефицит топлива. Такая угроза тем более актуальна, что импортеры в условиях нестабильной конъюнктуры предпочитают не делать запасов топлива, а торгуют буквально «с колес».


В целом, украинский рынок нефтепродуктов, все более зависимый от импорта (к новому году его доля, как ожидается, составит минимум 70%), в ближайшие недели, вполне вероятно, не оправдает надежд премьер-министра Юлии Тимошенко, прогнозирующей дальнейшее снижение цен на нефтепродукты в Украине. На фоне публичных заявлений о дешевеющей нефти весьма показательно, что Кабмин все же заложил в проект Госпрограммы экономического и социального развития Украины на 2009 г. среднегодовую мировую цену на нефть марки Brent на рекордном уровне в $140 за баррель.