Предотвращение кризиса в ГМК: Кабмин решил свои задачи

Share



Кабинет министров намерен утвердить ряд оперативных мер, направленных на смягчение последствий обвала цен на мировых рынках металлопродукции для украинских предприятий. Между тем, перечень мер, с помощью которых правительство планирует улучшить ситуацию, демонстрирует не совсем адекватное восприятие Кабмином реальной ситуации в национальном ГМК.



На прошлой неделе в Кабмине состоялось совещание с участием премьер-министра Юлии Тимошенко и руководителей крупнейших металлургических компаний страны – «Метинвест Холдинга», ИСД, «АрселорМиттал Кривой Рог», «Запорожстали», Мариупольского меткомбината им. Ильича и Ferrexpo. В ходе совещания украинские металлурги, сетуя на существенное охлаждение мирового рынка металлопродукции, обратили внимание правительственных чиновников на угрозу спада производства и ухудшения финансового состояния ГМК.



Стоит отметить, что подобные прогнозы развития национальной металлургии регулярно высказываются на балансовых совещаниях по вопросам ГМК. Однако, правительство представлено на них, как правило, на уровне заместителя министра промышленности. Учитывая, что Минпромполитики традиционно слабое ведомство в правительстве, которое, к тому же, в большей степени озабочено распределением активов в машиностроительном секторе, проблемы ГМК не в полной мере доходили до руководителей Кабмина.



В данном контексте встреча с премьер-министром стала возможностью для металлургов донести свои проблемы, которые актуализировались по мере резкого снижения цен на металлопродукцию. В свою очередь, Юлия Тимошенко, публично демонстрируя всяческую поддержку национальной промышленности, по всей видимости, пытается решить проблему стереотипа, что наиболее эффективным лоббистом интересов национального производителя является Виктор Янукович и Партия регионов.



Основная проблема украинских металлургов – ценовые ножницы, когда цены на металлопродукцию растут, а стоимость сырья дорожает. По оценкам руководителя одного из украинских меткомбинатов, рентабельность предприятий по отрасли снизилась с 25-30% до 7-10%, а в случае продолжения обвала цен на металл может достичь отрицательного значения. Интересно, что весной этого года, отраслевые руководители, зная о динамике роста цен на ЖРС и газ, и очевидно, подозревая о резком скачке роста цен на коксующийся уголь, но не ожидая столь стремительного повышения цен на металлопродукцию, прогнозировали схожий диапазон рентабельности.



Из комментариев участников совещания можно сделать вывод, что  стороны «договорились договариваться». Формально правительство приняло ряд решений, которые, с его точки зрения, должны снизить финансовую нагрузку на предприятия, однако де-факто, экономические последствия их реализации не окажут существенного влияния на состояние национального ГМК. Среди наиболее важных мер можно выделить снижение целевой надбавки на газ с 12% до 10%, введение моратория на повышение цен на железнодорожные перевозки и портовые услуги, согласование изменения цены на сырье, возмещение задолженности по возврату НДС, учет купли-продажи природного газа по реальному курсу доллара, отмена аукционов по продаже коксующегося угля и прочее.



Не исключено, что некоторые требования металлургов действительно будут удовлетворены. Наиболее вероятным является снижение целевой надбавки на газ с 12% до 10%. С одной стороны это будет выглядеть как «конструктив» Кабмина, с другой – если вспомнить, что именно правительство Ю. Тимошенко подняло ставку с 2% до 12%, – данное решение не выглядит уступкой. Более того, не совсем понятно упорство, с которым металлурги требуют снижения целевой надбавки. Выторгованные 2% вряд ли компенсируют минимум двукратное повышение цен на газ со следующего года.



Очевидно, что более рациональным видится политика снижения налоговой нагрузки на внедрение энергосберегающих технологий, прежде всего, установок вдувания пылеугольного топлива (ПУТ), которые позволяют полностью отказаться от использования природного газа. А вот на переоценку контрактов на поставку газа с учетом изменения курса доллара правительство, вряд ли, пойдет по причине тяжелого финансового состояния «Нефтегаза». Между тем, если исходить из курса доллара по котировкам на валютной бирже (еще ниже официального), то дельта стоимости газа, которая по непонятным причинам остается у НАКа, может послужить хорошим резервом для меткомпаний. Обещание вовремя возместить НДС предприятиям внесет свою лепту в улучшение финансового состояния предприятий, но эта мера и так является прямой обязанностью ГНАУ.



Второй возможной «уступкой» правительства может стать мораторий на повышение транспортных тарифов. Повышение тарифов на железнодорожные перевозки в этом году так и не были компенсированы обещанным увеличением парка грузовых вагонов. По состоянию на конец лета УЗ выполнила план по обновлению подвижного состава грузовых вагонов на 18%. А аргументация повышения тарифов требованиями ВТО, вообще, носит характер открытой дезинформации общества. Правила организации предусматривают выравнивания стоимость перевозок внутри страны на всех направлениях, а не выравнивание их до тарифов РФ, ЕС или других значений. Кроме того, Ю. Тимошенко в целях борьбы с официальной инфляцией, сама заинтересована в стабилизации тарифов. Для компенсации «упущенной выгоды», замораживание тарифов возможно будет компенсировано снижением налоговых отчислений с УЗ. Аналогичная ситуация и с тарифами на морские перевозки. Глава Минтранссвязи, вряд ли, сможет обосновать очередное повышение тарифов в этом году, поэтому зафиксировать их стабильность на бумаге – это не обещание, а констатация факта.



Весьма вероятно, что будут также отменены аукционы по продаже коксующегося угля. Учитывая, что некоторая ФПГ, близкая к Ю. Тимошенко, просто не имеют другого варианта загрузки своих коксохимов, как покупка угля на государственных шахтах, это решение, скорее всего, будет принято. Между тем, это Пиррова победа даже для данной ФПГ. В дальнесрочной перспективе, Кабмин заложил очередную мину для металлургов, продавая лицензии по добыче коксующегося угля российским инвесторам. И это на фоне перманентных разговоров о растущей зависимости Украины от поставок угля с РФ! К слову, в самой России, было принято решение, что дальнейшее распределение сырьевых активов будет осуществляться исключительно для сбалансирования потребностей металлургов. Иными словами, вне зависимости от предложенной цены лицензии на разработку месторождений коксующегося угля получит НМЛК или «Северсталь», а не «Евраз» или «Мечел».



А вот обещание стабилизировать стоимость ЖРС правительство не сможет выполнить априори. Во-первых, оно попросту не имеет инструментов влияния на рынок. Монополия «Меинвеста» де-факто не подтверждена де-юре, поэтому Кабинет Министров не имеет легальных инструментов для влияния на ценообразование данной группы. Кроме того, «Метинвест» заключил годовые договора, которые могут пересматриваться только раз в год – 1 апреля, поэтому даже в случае определения группы монополистом, правительство не сможет принудить ее к снижению стоимости ЖРС. Второй крупнейших участник рынка – Evraz Group – уже заявила, что не собирается пересматривать стоимость руды для украинских клиентов. Изменения в закон «О ценах и ценообразовании в Украине» относительного государственного регулирования стоимости товаров, которые оказывают значительное влияние на общий уровень и динамику цен вряд ли будут восприняты позитивно в ВТО.



Таким образом, переговоры металлургов и правительства в подобном формате вряд ли будут способствовать преодалению стратегических проблем отрасли. На совещании не было принято решений о развитии внутреннего рынка металлопродукции, о механизмах стимулирования/принуждения к комплексной модернизации предприятий, о методологии распределения сырьевых активов, которая позволила бы повысить степень сырьевой обеспеченности предприятий. Демонстрируя готовность решать сиюминутные проблемы ГМК, нынешнее правительство надеется, прежде всего, на их поддержку в преддверии президентских выборов. В свою очередь, металлурги получат обещания решить локальные задачи, которые и так являются обязанностью государственной власти.