Шесть месяцев понадобилось чиновникам Львова, чтобы разобраться в причинах взрыва дома по ул.Костюшко, 14. Трагедия произошла из-за невыполнения норм безопасности по работе с газовой сетью дома при проведении ремонтных работ в магазине на первом этаже.
Почти полгода, с 7 февраля до 8 июля 2008 г., несколько экспертных групп выясняли причины взрыва в трехэтажном жилом доме в центре Львова. Это здание по ул.Костюшко, 14 является памятником архитектуры XIX столетия. Напомним, что ЧП произошло в дневное время, и сила взрыва была настолько мощной, что даже в 35 аудиториях располагающегося напротив Львовского государственного института физической культуры повыбивало стекла. После трагедии, которая забрала жизнь двух людей – Светланы и Виталия Хлебниковых, 16 жильцам пришлось покинуть разрушенные дома и перебраться в отель «Львов».
В общей сложности в 19 квартирах разрушенного дома было прописано 40 человек. Когда же мер Львова Андрей Садовой публично заявил, что горсовет поможет найти временное жилье для пострадавших, то последних вдруг стало значительно больше.
Изначально материальный ущерб был оценен в размере 15 млн. грн. Такая сумма фигурировала в обращении Львовского городского совета к правительству. Тем не менее, Кабмин согласился выделить из госбюджета 7,2 млн. грн. на ликвидацию последствий взрыва. Правоохранительные органы в тот же день возбудили уголовное дело по статье 196 Уголовного кодекса Украины (неосторожное уничтожение или повреждение имущества), а группа экспертов взялась за изучение причин взрыва и установление причастных к нему.
Полгода чиновники занимались этой проблемой «спустя рукава». Напомним, что, когда произошло аналогичное ЧП в Днепропетровске, то в течение месяца дело было направлено в прокуратуру. В случае со Львовом, местные власти «кормили» общественность обещаниями, что со дня на день будет названа причина взрыва, а затем можно будет назвать и виновных. Первые выводы экспертизы Львовского отделения Киевского института геологии свидетельствовали о том, что на месте трагедии не было найдено взрывных веществ. Однако, были обнаружены остатки природного газа. Из этого можно было сделать первый вывод, что причиной взрыва могла быть неправильная эксплуатация газовых приборов или просчеты работников «Львовгаза».
Завершающим этапом экспертизы стал акт технического расследования, который составил Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охраны труда и технического надзора. В основу этого документа был положен вывод экспертизы, которую еще раньше проводили специалисты Национального университета «Львовская политехника». Оказалось, что эпицентр взрыва находился в квартире №13 этого дома. Загазованность помещений возникла вследствие несанкционированного вмешательства во внутреннюю газовую сеть дома, из-за которого был поврежден внутридомовой газопровод, а проникновение газоврзывной смеси в квартиру произошло через пространство деревянного перекрытия в доме. Сама вспышка газа состоялась тогда, когда жильцы Хлебниковы разожгли газовую плиту.
Эксперты также выяснили, что на первом этаже дома, где располагается магазин, к тому времени проводились ремонтные работы. Мастера без разрешений и согласований «выбили» проход на второй этаж дома, где владелец выкупил под магазин еще несколько квартир. Также без разрешения газовой службы рабочие порезали газовые сети, после чего открыли газ, вместо того, чтобы его закрутить.
Имея на руках выводы экспертизы, в прокуратуре Львовской области взялись рассматривать несколько версий, кто должен нести ответственность за взрыв. В самой прокуратуре отмечают, что, во-первых, это вина со стороны владельца помещения, где был расположен магазин, а также работников, которых этот владелец нанял для выполнения этих работ. Вместе с тем рассматриваются действия работников «Львовгазу», которым было известно о том, что в здании проводятся работы с грубым нарушением норм безопасности, но они не воспрепятствовали этому.
Будут наказаны виновные или нет – сейчас это, наверное, не тот вопрос, который больше всего интересует жителей разрушенного дома, которые и до сих пор проживают в отеле. Ведь, по словам местных чиновников, поселение пострадавших лиц запланировано только на 1 ноября. И то это под большим вопросом.