Китайское ценотрясение: мировой цветмет в мае

Share

В мае цены на цветные металлы вновь не смогли определиться с единым направлением движения. Продолжали действовать ставшие уже привычными факторы: колебания валютных курсов, приток-отток инвестиций в зависимости от общеэкономического тренда, обновление прогнозов по развитию экономики как глобальной, так и по отдельным регионам и т.д. Не добавляли рынку стабильности и сообщения о проходящих забастовках и форс-мажорах, в частности, землетрясение в китайской провинции Сычуань.


Мировые эксперты вернулись к набившим оскомину предупреждениям о «пузыре на сырьевом рынке, который может лопнуть». Такие же прогнозы озвучивались в период прошлого взлета биржевых цен на цветные металлы. С того времени количество игроков, вкладывающих средства в сырье, выросло, но резкого спада цен на металлы (кроме, никеля) до сих пор не наблюдается.


Скорее всего, его не будет. Сложился определенный ценовой уровень (достаточно высокий), ниже которого цене на материал не позволят упасть ни производители, ни спекулянты. Никто не сомневается, что высокий уровень инфляции, растущие издержки добывающих и перерабатывающих меткомпаний окажут серьезную поддержку ценам. Кроме того, укрупнение компаний и дальнейшая консолидация увеличат возможности гигантов в сфере ценообразования.


В Lehman Brothers Holdings считают, что реальные данные о реальном балансе производства, запасов и потребления приведут к снижению стоимости сырья. Случится это уже к концу текущего года. Другие эксперты прогнозируют, что укрепляющийся доллар будет способствовать снижению цен на нефть, что в конечном итоге ускорит темпы роста американской экономики и опасения общемировой рецессии исчезнут. Инвесторы выискивают малейшие признаки роста американской экономики. Как только такие данные появятся, рыночные цены устремятся вверх, тем более, что стоимость металлов удержалась на исторических максимумах даже в период кризиса.


Экономисты призывают смотреть на вещи трезво и оценивать заявления о завершении кризиса в ближайшее время как преждевременные и популистские в преддверии приближающихся в США выборов. В мае восстановление курса доллара привела к снижению активности инвесторов на рынке металлов, они вывели свои средства в другие сектора, и, по мнению некоторых экспертов, большая часть биржевых металлов находилась на своих нормальных ценовых уровнях.


Также отметим крайне низкий уровень цен на некогда любимый фондами никель. Даже землетрясение в Китае, вызвавшее взлет котировок на алюминий, цинк, свинец, не помогло никелю стать дороже. Кстати, буквально за несколько дней до трагедии в провинции Сычуань по рынку поползли прогнозы о предстоящем снижении общего потребления металлов в Китае. Мол, спрос был таким высоким из-за одновременного строительства множества объектов к Олимпиаде, а сейчас основные стройки завершены и спрос неизбежно пойдет вниз. Данное предположение подкрепилось статистикой о снижении импорта рафинированной меди в КНР четвертый месяц подряд.


Все это несколько негативно отразилось на настроениях и ценах рынка металлов. На таком фоне информация о землетрясении в КНР заставила рынок насторожиться, и начались разговоры о масштабности восстановительных работ и требуемых объемах металлов, о том, предприятия какого профиля работали в провинции и сохранилось ли там производство.


В Сычуане выпускаются алюминий, цинк и свинец. По данным китайской Antaike, от землетрясения могло пострадать около 11% всех производственных мощностей КНР, в регионе прекратили работу 10 цинковых заводов общей мощностью 510 тыс. т в год. Новости с алюминиевых заводов о проблемах с глиноземом и электроэнергией подтолкнули цены на крылатый металл вверх. Свинцовые предприятия провинции не разрушены, но их работа может быть затруднена из-за транспортных и энергетических сбоев. По информации Macquarie, потенциально от землетрясения могут пострадать заводы общей годовой мощностью 730 тыс. т алюминия и 300 тыс. т цинка.


Вероятно, в связи с отсутствием других новостей и желанием увеличить прибыли на бирже резко выросла активность покупателей. Увеличилось количество запросов на закупку алюминия, свинца, цинка, покупатели почему-то стали опасаться проблем с поставками названных металлов. Их цены резко пошли вверх. Паника возникла только на уровне слухов, никаких реальных фактов, указывающих на возможный дефицит металлов, не было. Покупатели не приняли во внимание ни объем запасов металлов на лицензионных складах биржи, ни предсказываемый ущерб от простоя заводов в КНР, ни видимый спрос на материал. Видимо, выгоден был рыночный ажиотаж какому-то продавцу.


Оценивая взлет цен, аналитики отметили, что на самом деле производственные потери не превысят и 1% от годового объема, запасов того же цинка и свинца вполне достаточно, а цены резко подскочили на 10%. Медь росла в основном на общем тренде, небольшую поддержку красному металлу оказали новости о том, что рабочие Codelco угрожают возобновить забастовку, если правительство не добьется выплат им ранее согласованных премий. Необоснованно взвинченные цены были обречены на снижение, что и произошло с 20 мая. Участники торгов вдруг заметили избыточный объем свинца и цинка на складах. В ходе падения цен больше всего пострадали никель и свинец, позиции алюминия пошатнулись, но быстро восстановились на информации о перебоях с энергоснабжением в ЮАР.


Алюминий


Российский алюминиевый гигант ОК «РусАл» прогнозирует легкому металлу блестящее будущее. По мнению экспертов компании, ежегодный прирост спроса в период до 2030 г. будет составлять 3,6%. Алюминий продолжит вытеснять другие металлы, включая сталь, в автомобилестроении и строительстве, а его стоимость возрастет, что обусловлено растущим потреблением и ограниченности объемов поставок.


Помимо того, высокие цены станут следствием постоянно растущих расходов производителей при выпуске алюминия. Особого роста производства ожидать не следует, увеличение капитальных и операционных затрат может вызвать закрытие некоторых предприятий отрасли и перенос планируемых сроков ввода отдельных проектов.


Представители McKinsey&Co считают, что наращиванию объемов выпуска алюминия будет препятствовать нехватка сырья. Даже в КНР замедлится рост выпуска металла, в стране согласно правительственной программе закрываются мелкие предприятия с устаревшим оборудованием и старыми технологиями. В последующие годы производство может даже снижаться из-за трудностей с энергопоставками и высокой стоимости электрики. Есть информация о том, что в долгосрочной перспективе новые алюминиевые комбинаты в Поднебесной проектируются в районах с доступными угольными месторождениями, что может снизить стоимость электроэнергии.


На текущий же год аналитики Marubeni прогнозируют баланс спроса и предложения на рынке Китая – 15 млн. т. В целом, мировое производство алюминия в I квартале 2008 г., по данным IAI, выросло на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 9,69 млн. т, а потребление – до 9,31 млн. т. Присутствует избыток, но форс-мажоры не дают потребителям расслабиться, и угроза сокращения производства постоянно держит рынок в напряжении.


Майское землетрясение в КНР, остановки производства на африканском континенте из-за перебоев с энергоснабжением в течение месяца оказывали поддержку ценам на металл. Rio Tinto намерена снизить производство первичного алюминия на 10% до350 тыс. т в год на заводе Tiwai Point (Новая Зеландия). Со 2 мая уже началось плавное сокращение выпуска металла на 5%, причина – низкий уровень воды в озерах, что затрудняет генерацию электроэнергии. При том, что потери в провинции Сычуань оказались не столь значительными, как это ожидалось, цены на алюминий получили хороший повышательный импульс. С начала года биржевая стоимость металла превысила уровень $3000/т, тогда как летом 2007 г. алюминий считался бесперспективным металлом и его цена колебалась в пределах $2100–$2500/т.


Медь


Международная группа по изучению рынка меди (ICSG) после прошлогоднего дефицита металла в размере 40 тыс. т прогнозирует в текущем году его излишек в 85 тыс. т. Эксперты уверены, что рост предложения произойдет за счет открытия новых рудников и расширения действующих мощностей. В 2008 г. добыча медной руды должна увеличиться на 6%. Но вот сбудется ли прогноз?


В Credit Suisse обращают внимание на возможное перенесение сроков запуска целого ряда проектов, особенно, в Африке. Конголезские проекты общей мощностью 500 тыс. т в год не войдут в эксплуатацию в планируемое время из-за нехватки электроэнергии в районе Катанга. При реализации африканских проектов компании столкнутся еще с двумя серьезными проблемами – почти полное отсутствие необходимой инфраструктуры, в связи с чем расходы могут серьезно увеличиться, и крайне высокий уровень коррупции, что тормозит согласование с местными властями даже самых мелких вопросов.


Кроме того, стоит опасаться сокращения поставок металла по причине ухудшения качества добываемой в Азии и Южной Америке медной руды. В мае нехватки меди рынок не ощущал, но вот опасения по этому поводу были. Ожидание забастовки на рудниках чилийской Codelco и в Перу, а также приостановка работ в Чили из-за оползней после 20 мая собственно и были факторами, подталкивающими цены на медь вверх. Все остальные ценовые подвижки зависели исключительно от движения доллара, паники и прогнозов.


Китайское землетрясение не оказало влияния на рынок меди, так как в провинции Сычуань нет медных предприятий. И все же, даже при отсутствии важных событий на рынке биржевая цена металла удержалась в диапазоне выше $8000/т. Многие участники рынка называют этот ценовой уровень оптимальным, отражающим рыночный баланс. При ценах выше $8000/т от покупок массово откажутся китайские потребители, что сразу обвалит цены на ЛБМ. Перспективы у металла есть, спрос на медь остается высоким. Goldman Sachs прогнозирует, что развивающиеся экономики Бразилии, России, Индии и Китая к концу текущего десятилетия будут потреблять 35% всей производимой меди в мире, так как эти страны входят в период ускоренного роста валового национального продукта.


Никель


Международная группа по изучению никеля (INSG) информирует, что в 2007 г. дефицит никеля на мировом рынке составлял 42 тыс. т, по итогам текущего же года стоит ожидать профицита в размере 70 тыс. т. Отказывается мир от использования этого металла, особый удар нанесли производители нержавеющей стали, изменившие технологии и увеличившие долю выпуска безникелевых сортов нержавейки. Последние данные говорят о росте спроса на нее, но какой будет сталь – с никелем или без сейчас сказать сложно.


Дело в том, что хром и его производные очень сильно подорожали, то при продолжении тенденции к уменьшению цен на никель производители нержавейки могут вновь расширить выпуск аустенитной стали и увеличить потребление никеля. Даже такие прогнозы не влияют на низкую цену металла. Пока еще спрос не растет, складские запасы остаются очень высокими.


Цинк


Этот металл, не баловавший своих производителей высокими ценами в последнее время, в мае привлек внимание участников рынка. Не только потому, что из-за китайского землетрясения и забастовки на африканском предприятии Anglo American цены временно росли, удержаться на достигнутых $2340/т цинку не удалось. Слишком высоки запасы, слишком велико предложение.


Цены вернулись на более низкий уровень, что встревожило непосредственно производителей цинка. Руководство Teck Cominco заявило, что компания рассматривает возможность приостановки ряда предприятий, ради поддержания более высоких котировок. В противном случае работа производителей окажется убыточной – затраты на добычу руды и ее переработку растут, а цены нет.


Представители Standard Bank считают идею о сокращении выпуска цинка вполне реальной, производители могут поддержать призыв Teck Cominco. При этом эксперты предостерегают, низкие цены на металл сегодня создадут трудности в финансировании новых проектов, что даже в среднесрочной перспективе (к 2012 г.) может стать причиной рыночного дефицита.