«Интерпайп сталь»: Пинчуку не дают тока

Share

Проект строительства «Интерпайпом» электросталеплавильного комплекса забуксовал в плане его обеспечения электроэнергией. Юлия Тимошенко и Виктор Пинчук уже полгода не могут договориться. Очевидно одно, бизнесмену придется потратиться на создание инфраструктуры, а не переложить расходы на плечи государства.


Правительство снова отложило рассмотрение вопроса электроснабжения запроектированного «Интерпайпом» электросталеплавильного комплекса (ЭСПК) на базе НТЗ. Он дважды вносился в повестку дня заседании правительства – 30 января и 14 мая – и оба раза снимался с рассмотрения. В январе правительству потребовалось «дополнительное изучение» в Минтопэнерго, в этом месяце выяснилось, что Кабмин по-прежнему не готов вынести окончательное решение, поскольку подход к решению этого вопроса коренным образом меняется.


Как сообщил глава минтопэнерго Юрий Продан, «речь идет о том, чтобы сделать кабельную линию, а не воздушную линию (ВЛ). Надо менять подход, потому что ВЛ – это отселение людей и социальные проблемы», – сказал он. По его словам, это должно быть новое решение.


Вопрос электроснабжения электросталеплавильного комплекса является ключевым в реализации проекта «Интерпайпа». В свою очередь, производство собственной трубной заготовки из электростали позволит компании укрепить свои рыночные позиции в условиях роста конкуренции. Напомним, что «Интерпайп» сначала отказался от слияния с российским лидером трубного производства компанией ТМК. Затем, в мае текущего года «из-за сложных условий на рынке» решено было отказаться от IPO на LSE, в ходе которого планировалось привлечь не менее $1 млрд.


В компании EastOne, которая управляет активами Виктора Пинчука, уверяют, что сейчас острой потребности в деньгах нет, поскольку вдобавок к собственным средствам используется и банковское финансирование. Последним стал кредит в размере $531 млн., большая часть которого пойдет как раз на строительство ЭСПК.


«Интерпайп» остро нуждается в качественной стали для выпуска труб, которые могут конкурировать на экспортных рынках. Мартеновское производство Нижнеднепровского ТПЗ (около 750 тыс. т стали в год) сейчас преимущественно работает на выпуск ж/д колес и бандажей давно уже не удовлетворяет компанию ни по объемам, ни по качеству. К тому же сейчас, в условиях безудержного удорожания кокса и руды, ресурсами которых «Интерпайп» не располагает, выплавка мартеновской стали становится делом все более хлопотным и дорогим. ЭСПК обеспечит трубное производство группы качественной сталью с более низкой стоимостью.


После запуска завода «Интерпайп Сталь» в течение года мартеновское производство НТЗ будет выведено из эксплуатации, потребление природного газа снизится в 8 раз, со 150 куб. м/т до 17,8 куб. м/т, выбросы в атмосферу – в 2,5 раза. При этом на 22% сократится себестоимость 1 т стали по сравнению с производством в мартеновском цеху НТЗ.


Огромная экономия для компании, которая решила развиваться самостоятельно и осталась без денег от IPO. Собственная прибыль «Интерпайпа» (трубно-колесного бизнеса, ферросплавный здесь не учитывается) позволяет инвестировать лишь сравнительно некрупные инвестпроекты вроде текущих ремонтов трубных заводов. Оборот компании по итогам 2007 г. вырос с $1,4 до $1,79 млрд., выручка от реализации – на 24%, показатель EBITDA увеличился на 17%, чистая прибыль – на 18%.


Электросталеплавильный комплекс позволит полностью обеспечить сталью как трубные предприятия группы, так и колесопрокатное производство Нижнеднепровского завода. Общая потребность трубных предприятий группы («Нико Тьюб», Нижнеднепровский и Новомосковский ТЗ) в заготовке составляет 1,2-1,3 млн. т. После реализации принятых инвестиционных планов о повышении к 2009 г. мощностей по выпуску бесшовных труб на 23% (до 1,4 млн. т), сварных труб на 15% (до 550 тыс. т), производство заготовки на «Интерпайп Сталь» может быть увеличено до 1,5 млн. т стали в год.


Стоимость проекта – $610 млн., из этой суммы около 75% будет потрачено на закупку оборудования Danieli. Первые его поставки на завод ожидаются в конце текущего года. Начало строительных работ намечено на лето. Новый завод будет располагаться рядом с НТЗ. Стройплощадка готова, спроектированы и подведены коммуникации для обеспечения строительства, а основным нерешенным вопросом остается обеспечение будущего производства электроэнергией. Отметим, что предыдущее правительство Януковича настолько близко к сердцу восприняло эту проблему, что издало даже отдельное распоряжение №1000-р, в котором предусмотрело ряд льгот для финансирования строительства участка ЛЭП от Приднепровской ТЭС до места строительства завода.


Предполагалась следующая схема снабжения завода электроэнергией: «Днепроэнерго» и «Укрэнерго» проектируют и строят воздушную линию 330 кВ, которая соединит Приднепровскую ТЭС (структурное подразделение «Днепроэнерго»”) и подстанцию «Печная». При этом строительство распределительного устройства (ОРУ) 330/150 кВ на Приднепровской ТЭС и участок ЛЭП от электростанции до точки размежевания должны были финансироваться за счет «Укрэнерго» и спецфонда госбюджета, то есть, за государственный счет.


А «Интерпайп» должен финансировать строительство электроподстанции (стоимость около $23 млн.), ВЛ на участке от точки размежевания до ПС «Печная»”, и реконструкцию двух действующих ЛЭП напряжением 150 кВ, соединяющих Приднепровскую ТЭС и ПС «им. Карла Либкнехта», принадлежащую «Днипрооблэнерго».


С указанной схемой присоединения «Интерпайп Сталь» к энергосистеме и возникли главные проблемы. Во-первых, строительство новой линии электропередачи было задержано в связи с протестами жителей поселка Рыбальский, через который должна пройти ЛЭП. По мнению людей, уже проложенные в этом районе (еще в советское время) две линии высокого напряжения мощностью 150 кВ были построены с нарушением санитарных норм, в частности, без соблюдения охранной зоны, которая должна составлять минимум 25 м по обе стороны от ЛЭП. Прокладка же новой ЛЭП мощностью 330 кВ над территорией жилого массива ухудшит и без того неблагоприятную экологическую ситуацию в районе. Нормы действующего законодательства прямо запрещают строительство ВЛ над жилой территорией.


В днепропетровской прессе появились статьи о том, что представители «Интерпайпа» оказывают давление на жителей Рыбальского, которые пытаются помешать реализации этого проекта. Члены инициативной группы направили иски в суды, жалобы в правительство, парламент и другие инстанции с просьбой не допустить строительства новой ЛЭП. Они заявляют, что единственной возможностью провести ЛЭП через жилой массив является демонтаж существующих линий и прокладка их под землей. Правда, этот способ обойдется намного дороже, плюс получение необходимых разрешений и согласований, которые задержат реализацию проекта.


Пока вопрос прокладки новой ЛЭП «завис в воздухе» у «Интерпайпа» появилась еще одна проблема – новое правительство решило отменить распоряжение предыдущего Кабмина о механизме распределения финансовых обязательств, связанных с присоединением к энергосистеме нового электрозавода.


Проект «Интерпайп сталь» активно поддерживала днепропетровская власть – как тогдашним председателем Днепропетровской ОГА Надежды Деевой, так и нынешним губернатором Виктором Бондарем. Для ОГА и мэрии новый завод – это крупные инвестиции, рост налоговых поступлений, улучшение экологии в городе в связи с остановкой мартенов. Предполагается, что реализация проекта обеспечит создание более 500 новых рабочих мест, годовой прирост платежей в бюджетные фонды составит около 150 млн. грн.


Наверное, приблизительно такие же мотивы были у правительства Януковича, которое, как уже говорилось, весьма живо интересовалось ходом реализации проекта. Виктор Федорович лично отдавал Минтопэнерго поручения ускорить строительство ЛЭП. На презентацию ЭСПК приезжал и Виктор Ющенко, заявивший, что проект строительства служит примером успешного диалога власти и бизнеса.


Зато у правительства Тимошенко позиция по проекту «Интерпайпа» оказалось иной. Когда было объявлено, что новый Кабмин пересмотрит «лоббистские» решения предыдущего, стало очевидным, что распоряжение №1000-р будет одним из них. Для отмены или коррекции этого распоряжения оснований достаточно. В частности, сам факт того, что будущая ЛЭП 330 кВ будет принадлежать «Интерпайпу»”, противоречит законодательству Украины, которое не предусматривает другой формы собственности для магистральных ЛЭП и подстанций соответствующего напряжения, кроме государственной.


Кроме того, не допускается присоединение электроустановок потребителей непосредственно к магистральным электрическим сетям. Решение же №1000-р о финансировании части работ по строительству ЛЭП за счет госпредприятия «Укрэнерго» и спецфонда госбюджета вообще вызывает недоумение. Особенно, если учесть, что свою часть работ «Интерпайп сталь» должен финансировать «по согласию» – так, оказывается, было записано в распоряжении правительства. Получается, что правительство собиралось переложить расходы по строительству системы электроснабжения частной компании на плечи государства, то есть, потребителей.


Все эти аргументы приводились экспертами, и, в общем, сомнений не вызывают. Почему же правительство дважды не смогло отменить распоряжение №1000-р? Последнее заявление Продана свидетельствует о попытке компромиссного подхода к решению данного вопроса. Может быть, для Юлии Тимошенко, которая, как известно, очень «скептически» относится к Виктору Пинчуку и его бизнесу, требование проложить вместо воздушной линии кабельную, является компромиссом.


Компромисс ли это для «Интерпайпа», которому придется потратить на ЛЭП в несколько раз больше запланированного? Может быть, ведь еще худшей альтернативой для компании могло быть жесткое решение правительства об отказе в обеспечении нового завода электроэнергией на выгодных для «Интерпайпа» условиях. В Днепропетровской области нет избыточного производства электроэнергии, поэтому электросталеплавильный проект Пинчука вообще мог бы «захлебнуться». Хотя, зная умение Виктора Пинчука договариваться даже в самых сложных условиях, неудивительно, что ему все же удалось избежать самого негативного для себя развития ситуации.