У «Привата» проснулся интерес к токмакской марганцевой руде. Но развитие проект Таврического ГОКа может и не получить: ЗЗФ не подтверждает своей готовности участвовать в собрании акционеров «Стептехсервиса», эксплуатирующего месторождение.
В середине апреля председатель правления Запорожский завод ферросплавов Павел Кравченко заявил, что предприятие рассматривает возможность возобновления добычи марганцевой руды на базе Таврического ГОКа. Довольно неожиданное заявление топ-менеджера стало, мягко говоря, сюрпризом. До сих пор ЗЗФ и акционеры «ПриватБанка», в ферросплавную империю которых входит запорожский завод, ни разу публично не оглашали своих планов в отношении будущего Великотокмакского месторождения марганцевых руд.
Более того, в течение 2007 г. донецкое ЗАО «Визави» (партнер ЗЗФ в предприятии «Стептехсервис», которое создано для добычи руды на Великотокмакском месторождении) неоднократно пыталось достигнуть договоренности с «приватовцами» о восстановлении добычи руды на базе ТГОКа, однако безрезультатно.
В ноябре минувшего года Фонд госимущества обратился в Антимонопольный комитет с просьбой проверить, соответствует ли конкурентному законодательству деятельность ЗЗФ. ФГИ посчитал, что ферросплавный завод блокирует возобновление эксплуатации Великотокмакского месторождения марганцевых руд, препятствуя тем самым запуску Таврического ГОКа и решению социально-экономических проблем Степногорска.
В начале 2008 г. председатель Запорожского облсовета Александр Нефедов заявил, что некие собственники российских феррозаводов, нуждающиеся в сырье, готовы инвестировать средства в возобновление добычи, реабилитацию затопленной шахты и строительство новой, а также построить ГОК для переработки руды. Основанием для привлечения других инвесторов А.Нефедов считает то, что ЗЗФ, «Визави» и компания «Степногорскшахтбуд», которые располагают всеми необходимыми для ведения работ в Степногорске разрешениями и лицензиями, до сих пор никакой хозяйственной деятельности на территории района не начали.
Заклятые партнеры
С конца 2006 г. представители ЗЗФ не являются на объявленные собрания акционеров «Стептехсервиса», срывая тем самым принятие решений по инвестированию этого проекта. Необходимый для проведения собраний акционеров кворум составляет 60%. У ЗЗФ 49,25%-ный пакет, у «Визави» – контрольный (50,75%), однако донецкая компания не может провести собрание без участия запорожской.
Напомним, что в 2002 г. ЗЗФ (тогда им управляли структуры, связанные с бизнесменом Григоришиным) купил у государства 48,75% акций «Стептехсервиса». Только к 2003 г. концерн «Металлургия» и ЗАО «Визави» достигли договоренности о развитии Великотокмакского месторождения, однако эти планы фактически заблокированы после того, как ЗЗФ перешел под контроль акционеров, которых связывают с группой «Приват».
К этому времени компании, близкие к акционерам «ПриватБанка» Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, сконцентрировали в своих руках акции Запорожского и Стахановского завода ферросплавов, а также Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКа. У АМКУ появились все основания не дать согласия на аккумулирование ЗЗФ 48,75% акций «Стептехсервиса», из опасений монополизации рынка руды. Однако Комитет, после нескольких лет изучения украинского антимонопольного законодательства, неожиданно все же выдал в апреле 2006 г. разрешение ЗЗФ на приобретение акций «Стептехсервис», после чего реализация «Токмакского проекта» фактически была заморожена.
… и другим не дам
Глава правления «Стептехсервиса» Леонид Домбовский предполагает, что ЗЗФ блокирует проведение собраний ЗАО, поскольку не заинтересован в восстановлении добычи марганцевого сырья в Степногорске. Компания располагает оборудованием и лицензиями для добычи на Великотокмакском месторождении. Расконсервация затопленной в середине 90-х гг. шахты №1 бывшего Таврического ГОКа и возобновление работ на ней обойдется акционерам «Стептехсервиса» примерно в 100 млн. грн. Однако проект инвестирования до сих пор не утвержден, а деньги не могут быть выделены, поскольку представители ЗЗФ своей неявкой срывают все собрания акционеров ЗАО.
Для группы «Приват» возобновление добычи сырья в Степногорске невыгодно – контролируя два марганцеворудных ГОКа, она не заинтересована в развитии третьего. Косвенно это подтверждает и комментарий исполнительного директора УкрФА Сергея Кудрявцева, отводить воду из затопленной шахты ТГОКа некуда. «Кроме того, там руда не очень хорошего качества. При наличии Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов, где добыча ведется открытым методом, разработка ТГОКа выглядит утопической. Намного проще импортировать сырье».
Безусловно, для приватовских феррозаводов никаких проблем как с покупкой руды МГОКа и ОГОКа, так и с импортом сырья из-за границы нет. В то же время любые другие реальные или потенциальные потребители марганцевой руды в Украине на 100% зависят от поставок «Привата».
Кому это нужно
«Визави» неоднократно подтверждало намерения возобновить добычу руды в Степногорске, однако компания не имеет эффективных рычагов для разблокирования работы «Стептехсервиса». С учетом затянувшейся смены главы АМКУ, это ведомство в последние месяцы активной деятельности не ведет. И хотя действия группы «Приват» имеют явные признаки злоупотребления монопольным положением на рынке марганцевой руды и препятствования честной конкуренции, наказать за это их некому.
Для чего «Визави» добыча марганцевых руд вообще? В принципе, развивать Великотокмакское месторождение компания может и для собственных потребностей – имея в виду потребности предприятий ИСД, где «Визави» выступает одним из учредителей.
Ферромарганец (сплав железа с марганцем) остается самым распространенным ферросплавом, его применяют, как раскислитель при производстве почти всех марок сталей и как легирующий элемент при выплавке низколегированных и специальных сталей. Расход его составляет более 1% от массы производимой стали. Сейчас ферромарганец в Украине производят запорожский и никопольский заводы, выплавляющие его в электропечах.
Оборудованием и технологиями для выпуска доменного ферромарганца располагает Краматорский МЗ, однако в 2006 г. завод остановил предназначенные для этого домны №4 и №3. В 2005 г. производство этой продукции на КМЗ составил 29 тыс. т, в 2006 г. – 10 тыс. т. На украинских феррозаводах руда сначала проходит обогащению и агломерацию, после чего поступает в электропечи. В 1999 г. «Визави» во время проведения работ на краматорском заводе разработало технологию, позволяющую использовать в производстве ферромарганца сырые карбонатные руды из Степногорска без дополнительного обогащения. Это снижает себестоимость продукции и может сделать проект возобновления добычи токмакской руды экономически оправданным.
При нынешних ценах на привозную марганцевую руду, выпускать ферромарганец в Краматорске невыгодно. Если же загружать домны собственным сырьем, его производство ферромарганца будет намного рентабельнее, чем выплавка чугуна. Он стоит около $600/т, в то время как тонна ферромарганца – $3 тыс., при сравнимой себестоимости производства.
В случае запуска рудника перерабатывать марганцевое сырье потенциально могут и другие предприятия. До 1990 г. ферромарганец производился на доменной печи №2 Алчевского МК. Существует возможность переоборудования мартеновского цеха АМК на производство марганцевых ферросплавов, при этом часть выпускаемых из печей ферросплавов может быть использована для заливки в «печь-ковш» с последующим производством легированных сталей.
Специалисты также изучали вопрос о целесообразности строительства на АМК нового цеха с электропечами для производства силикомарганца и высокоуглеродистого ферромарганца на базе электроэнергии, получаемой за счет использования вторичных энергоресурсов. Словом, был бы марганец, а мощности найдутся.
На 1 января 2001 г. балансовые запасы, отнесенные к полю шахты №1, оценивались в 99 млн. т, промышленные запасы марганцевой руды в контуре шахтного поля ОПШ-1 – в 55-57 млн. т. Общие залежи Токмакского месторождения оцениваются не менее чем в 1,5 млрд. т. По данным Запорожской ОГА, запасы токмакской руды значительно превышают запасы Никопольмарганцевого бассейна, на которых работают Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи, и составляют до 70% всех запасов Украины. Немаловажно и то, что среднее содержание марганца в руде Токмакского месторождения – 25,8% (а Никопольского – 23%). В советские времена планировалось, что токмакская руда постепенно придет на смену никопольской по мере ее истощения, а новые три карьера и шесть шахт заменят построенные еще в 30-е гг. XX века ОГОК и МГОК.
Свет в конце тоннеля или оптический обман?
В изложении П.Кравченко ситуация вокруг «Стептехсервиса» и токмакской руды выглядит совершенно иначе. Оказывается, ЗЗФ уже интересно возобновление добычи марганцевых руд в Степногорске, и завод даже инициирует встречу ученых, возможных поставщиков оборудования и собственников ЗАО «Стептехсервис», на которой ее участники смогут выдвинуть предложения по разработке месторождения.
П.Кравченко заявил, что руководство ЗЗФ на протяжении длительного времени не может встретиться с представителями «Визави», увидеть уставные регистрационные документы «Стептехсервиса», и получить имеющийся бизнес-план работы ЗАО. Эти слова вызывают сомнения в искренности топ-менеджера. Имея интерес к деятельности «Стептехсервиса», для ЗЗФ логичным было бы просто принять участие в общем собрании акционеров, решить там все имеющиеся вопросы, а заодно предложить свои кандидатуры в состав правления предприятия.
Технические возможности восстановления работы ТГОКа П.Кравченко оценил умеренно пессимистично. Согласно выводам выезжавших в Степногорск в январе 2008 г специалистов ЗЗФ, производство отсутствует, шахта находится в разобранном состоянии, здания и сооружения требуют обследования, подъемные машины разобраны. Срок лицензии ЗАО на право пользования недрами истек.
По словам руководителя ЗЗФ, для возобновления работ требуются дополнительные научные исследования, поскольку шахта затоплена, и туда постоянно поступает вода. «Наше мнение – надо вообще уйти от этого ствола, сделать отступление и пробить новый забой, иначе мы можем заниматься Сизифовым трудом», – сказал П.Кравченко. Кроме того, твердость руд в месторождении почти в два раза выше, чем на Марганецком ГОКе, что требует применения новые технических решений. «Для нас важно организовать в Степногорске добычу руды, так как мы привозим сырье из-за рубежа, а там (т.е. в Степногорске – авт.) неплохое качество. Если у «Визави» есть решение, нам надо его показать, чтобы мы были ориентированы, сколько денег необходимо вкладывать», – заявил П.Кравченко.
Последнее заявление можно рассматривать то ли как предложение «мировой» и готовность реально участвовать в развитии «Стептехсервиса», то ли как очередной обманный маневр. Настораживает то, что ЗЗФ и сейчас не подтверждает своей готовности участвовать в собрании акционеров, без проведения которого процесс возобновления работ в Степногорске стартовать не может. Пока заявления руководителя ферросплавного завода больше напоминают «пиар-контратаку» либо предложение провести некие неформальные переговоры в отношении будущего Таврического ГОКа.