Группе «Приват» вновь удалось отстоять крупнейшую нефтедобывающую компанию Украины от попыток Кабмина поставить ее под свой контроль. В сложившейся ситуации «Укрнафта» привлекательна не только финансовыми ресурсами, но и как рычаг политического влияния на правительство, которым можно менять настроение избирателей эффективнее любой рекламы. Примечательно, что конфликт вокруг «Укрнафты» совпал с резким ухудшением отношений между премьер-министром и президентом.
Назначенное на 16 апреля общее собрание акционеров «Укрнафты» не состоялось. Напомним, правительство в лице НАК «Нафтогаз Украины» планировало сменить «приватовских» членов набсовета, ревкомиссии и правления, разорвать договор в «приватовской» компанией-регистратором, а также распределить прибыль за 2006-07 гг. Причиной срыва стал отказ регистратора, компании «Укрнафтогаз», предоставить реестр собственников акций, ссылаясь на решение районного суда Днепропетровска. При этом, по словам представителей НАКа, регистратор не предоставил копию решения суда и даже не уточнил название суда, мотивируя свои действия тем, что этот документ ранее был передан «Укрнафте». Интересно, что представители последней отрицают получение вердикта.
Де-юре «Укрнафта», которая добывает около 3 млн. т нефти в год и обладает наиболее разветвленной сетью автозаправочных станций, находится в госсобственности (50%+1 акция компании находятся в собственности «Нафтогаза»). Однако, де-факто с 2002 г. «Укрнафта» полностью подконтрольна «Привату», которая поставила свой менеджмент. Кроме этого, ФПГ является непосредственным собственником двух западно-украинских НПЗ – Дрогобичского и Надвирнянского, а также осуществляет оперативный контроль над крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием страны – Кременчугским заводом («Укртатнафта»). Также «Приват» контролирует широкую сеть АЗС в центральных областях Украины.
«Укрнафта» является единственным источником нефти для трех приватовских НПЗ. Напомним, что еще в 2004 г. группа убедила экс-президента Леонида Кучму создать на ее базе вертикально-интегрированную нефтяную компанию, включив в ее состав практически все нефтяные активы страны. Позже аналогичную идею поддержал и Виктор Ющенко. Однако, несколько указов президента оказались заблокированы противниками расширения влияния днепропетровской группы. Стоит отметить, что «приватовский» менеджмент до последнего времени работал достаточно эффективно, сумел не только нарастить добычу нефти, но и выплатить рекордные дивиденды за 2005 г.
Компания важна для «Привата» не только с финансовой точки зрения. Она является основой мощной неформальной ВИНК, поэтому ее потеря грозит разрушением всей выстроенной производственной цепочки. С начала года правительство стало всячески «вставлять палки в колеса» менеджменту днепропетровской ФПГ. Так, Кабмин инициировал повышение ставок рентной платы за добычу нефти, а затем обязал «Укрнафту» продавать весь добытый газ по цене ниже себестоимости его добычи. Очевидно, таким образом создавались предпосылки для смены менеджмента под предлогом ухудшения показателей деятельности. Однако, до того момента пока акции «Укрнафты» находились у «Укрнафтогаза», собрать акционеров для проталкивания такого решения не удавалось.
В связи с этим, в начале года, по инициативе премьера ГКЦБФР аннулировала лицензию регистратора двух названных предприятий. Однако, лояльный к президенту министр топлива и энергетики Юрий Продан открыто выступил в защиту «Укрнафтогаза», потребовав оставить за ней право на ведение реестров крупнейших энергокомпаний страны. Благодаря этому «Привату» в очередной раз удалось отстоять компанию.
Стоит отметить, что в марте в ответ на попытки Ю.Тимошенко забрать нефтяные активы, группа нанесла один из наиболее болезненных ударов по ее правительству. Она искусственно организовала бензиновый кризис, одновременно закрыв более половины всех контролируемых ею заправок. Первый вице-премьер Александр Турчинов обвинял в этом непосредственно секретариат президента. Действительно, трудно поверить, что такая авантюра была возможна без поддержки со стороны высшего руководства страны.
Очевидно, что для канцелярии главы государства «Укрнафта» представляет собой мощный рычаг влияния на правительство: с помощью бензинового кризиса можно снижать рейтинги популярности Тимошенко. Это выгодно сейчас, особенно когда СП постоянно критикует действия Кабмина. Учитывая значение компании как для группы «Приват», так и для СП можно предположить, что противостояние будет усиливаться. В данном контексте, большая вероятность того, что уже в ближайшее время цены на бензин снова поползут вверх.