Будущее Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд продолжает оставаться в тумане. Президент приостановил распоряжение правительства, которым предприятие, среди других госактивов, подлежало приватизации в этом году. Параллельно украинские чиновники продолжают попытки договориться со странами-участницами строительства комбината, которые хотят денежной компенсации.
В апреле президент Украины Виктор Ющенко в очередной раз в этом году заблокировал приватизационные инициативы правительства Юлии Тимошенко. В списке предприятий, подлежащий приватизации в этом году, значился Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР). Поговаривали, что его продажу на открытом конкурсе продвигал совладелец транснациональной компании ArcelorMittal Лакшми Миттал, несмотря на отсутствие в наше стране закона о приватизации объектов незавершенного строительства.
После неудавшейся попытки в прошлом году достроить КГОКОР путем создания на его базе совместного предприятия с участием государства и российского консорциума «Металлоинвест-Смарт» основным претендентом на этот актив стал ArcelorMittal. Очевидно, что Лакшми Миттал с легкостью выиграл бы аукцион, задавив конкурентов финансовым ресурсом. Но инициативы Ющенко спутали ему все карты.
Напомним, что в январе сего года президент предложил пересмотреть договоренности со странами-участницами строительства КГОКОРа. Суть этой инициативы заключалась в подписании новых межправительственных договоров со Словакией и Румынией. Изначально предполагалось, что Украина в течение 10 лет после завершения строительства комбината будет рассчитываться его продукцией. При этом в договоре не было речи о собственности на имущество, есть только право стран-участниц на получение продукции после достройки КГОКОРа.
В принципе, пересмотр соглашений только «на руку» Словакии и Румынии, поскольку эти страны настаивают на денежной компенсации и задекларировали отказ от достройки комбината. Бухарест даже подсчитал стоимость своей доли – $1 млрд., при том что его участие вооружении комбината оценивается на уровне 28%. Впрочем, румын устроило бы возмещение и 20-30% от этой суммы. Не стоит забывать и о том влиянии, которое имеет Лакшми Миттал на принятие решений в Румынии относительно вопросов, касающихся металлургии. По неофициальной информации, стальной магнат начал скупать долги Украины перед Румынией и Словакией по КГОКОРу.
Учитывая непростые взаимоотношения Киева и Бухареста, с большой долей вероятности можно говорить о том, что переговоры между сторонами по КГОКОРу будут проходить тяжело. Действительно, очередной раунд переговоров (7-8 апреля) завершился подписанием ничего незначащих протокольных документов. В итоге делегации договорились провести последующие консультации уже в июне сего года.
Вообще, стоит выделить агрессивную позицию Румынии. Так, ее представители основным заданием видели вопрос компенсации задолженности Украины перед румынскими подрядными организациями, которая сформировалась в результате строительства комбината. Т.е. фактически речь идет о денежной компенсации, а не возврате сырья.
В свою очередь, украинская сторона предложила проект нового межправительственного протокола, где было учтено заявление президента Румынии Траяна Бэсеску относительно «незаинтересованности Румынии в достройке комбината и его намерении возможного выхода из проекта на условиях изменений форм компенсации за выполненные работы и поставленное оборудование». Чтобы оперировать конкретными цифрами, Киев намерен провести экспертную оценку стоимости объектов КГОКОРа и, на основании ее результатов, сформировать свою позицию относительно порядка осуществления компенсации.
Вышеописанное можно расценивать, как дипломатические реверансы. По настоящему же сильным шагом украинской делегации можно считать заявление о существовании оснований для «ущественного дисконтирования компенсационных сумм» для стран-участниц, и Румынии в частности. Так, представители Украины обосновали это тезис, прежде всего, намерением Киева рассчитаться в более сжатые сроки с Румынией и Словакией. Кроме того, значительное физическое и моральное старение оборудования, необходимость внесения существенных изменений в проектную документацию КГОКОРа в связи со старением технологий также «на руку» отечественным переговорщикам. Реакция румын будет известна, скорее всего, только летом, во время следующего раунда переговоров.
Отметим, что ослабление позиций ArcelorMittal в борьбе за КГОКОР выгодно практически всем украинским металлургическим компаниям. Правда, каждая из них преследует свои цели. В частности, ИСД высупал за достройку КГОКОРа пулом украинских инвесторов. ММК им.Ильича Владимира Бойко вообще против начала работы КГОКОРа, поскольку есть вариант, что криворожский комбинат будет потреблять концентрат других ГОКов, предназначенный для производственных нужд «ильичевцев». Но, похоже, консорциум «Металлоинвест-Смарт» после прошлогоднего фиаско утратил интерес к этому проекту, поэтому такое развитие событий имеет низкие шансы быть реализованным на практике. Теоретически и «Метинвесту» не выгодно присутствие конкурента на железорудном рынке страны: запуск производства «разбавило» бы монополию компании Рината Ахметова.