Переговоры между новыми украинскими и российскими акционерами Южного горно-обогатительного комбината, скорее всего, зашли в тупик. Нерешенность вопросов между ними может привести к тому, что одной из сторон придется продать свою долю в комбинате.
Из всех горно-металлургических активов, которые группа «Приват» продала российской «Евраз Групп», больше всего вопросов вызывает судьба Южного ГОКа. На комбинате непростая структура акционеров. До конца прошлого года «Приват» и «Смарт-холдинг» Вадима Новинского контролировали предприятие на паритетной основе. Компания Новинского не была управляющим партнером, менеджмент предприятия контролировался «Приватом».
После прошлогодних слияний в горно-металлургическом комплексе Украины расстановка сил выглядит следующим образом. Порядка 50% акций ЮГОКа владеют акционеры «Евраза», порядка 25% контролирует Вадим Новинский и еще немногим менее 25% акций должен был купить «Метинвест» Рината Ахметова (по крайней мере, об этом существовала принципиальная договоренность).
Еще в конце января сего года почетный президент Северного и Центрального горно-обогатительных комбинатов, входящих в «Метинвест», Александр Вилкул расточал уверенность, что в перспективе будет подписано прозрачное соглашение акционеров на ЮГОКе. Аргументировалось это тем, что «Евраз» является публичной компанией, прошедшей листинг на Лондонской бирже, поэтому «Метинвест» и «Евраз» смогут взаимовыгодно работать на ЮГОКе.
Однако, на данный момент можно констатировать, что украинской и российской меткомпаниям договориться пока не удается. Как известно, группа «Приват» продала шесть украинских горно-металлургических активов «Евразу» не напрямую, а его акционеру компании Lanebrook Ltd, основными бенефициарами которой являются Роман Абрамович, Александр Абрамов и Александр Фролов. Потом только пять предприятий («Петровка», «Сухая Балка» и три коксохима) будут передаваться «Евразу» (после проведения due diligence), а 50% акций ЮГОКа останутся на балансе Lanebrook.
Говорить о ситуации на ЮГОКе в «Евразе» категорически отказываются. «Метинвест», не говоря уже о «Смарт-холдинге», также пока соблюдает «тишину в эфире». Все это позволяет предположить, что стороны не нашли общего языка и сделали передышку. Не исключено, что как Lanebrook, так и «Метинвест» делали друг другу предложения о покупке доли партнера в ЮГОКе, учитывая заинтересованность обеих компаний в укреплении собственной сырьевой базы. В любом случае, можно говорить о том, что ставка «Метинвеста» на прозрачные договоренности с россиянами не сработала. А учитывая то, что Lanebrook не является публичной компанией, переговоры не проходят гладко.
Недавно подлил «масла в огонь» и совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский, заявивший в интервью «Украинской правде», что не знает, может ли войти нынешний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в число его партнеров, продававших активы россиянам. На данный момент, по его словам, этого не произошло.
Вообще история с участием структур Ю.Тимошенко в акционерном капитале ЮГОКа окутана тайной. В 1997 г. эти компании купили более 60% акций комбината, а уже 2000 г. контроль над ним получили структуры партнеров Коломойского и Вадима Новинского. Люди, близкие к «Привату», утверждают, что Коломойский тогда выкупил у партнеров Тимошенко их доли в комбинате.
Впрочем, поговаривали также, что и Новинский проводил переговоры с ЕЭСУ о приобретении доли в ЮГОКе, но сделка, вроде как, не состоялась. Характерно, что «Смарт-холдинг» отдает «Метинвесту» только половину своих акций (25%) в комбинате. Объяснялось это якобы тем, что Антимонопольный комитет не разрешит компании Ахметова сконцентрировать больший пакет ЮГОКа в виду угрозы монополизации рынка. Но этот тезис вызывает очень большие сомнения, особенно учитывая, как АМКУ видел в прошлом году ситуацию на украинском железорудном рынке и выдавал разрешения «Метинвесту» покупать ГОКи.
Каким образом будет развиваться ситуация вокруг Южного ГОКа, предсказать трудно. Очевидно, что каждая в отдельности сторона не сможет полноценно управлять предприятием, поскольку ей необходим пакет в 60%+1 акция. Возможностей влиять на россиян у «Метинвеста» не так уж и много, да и вступать в «жесткую дискуссию» с ними вряд ли стоит. Сам же «Евраз», складывается впечатление, пока не определился, что ему с этим активом делать. На данный момент для них комбинат – это «чемодан без ручки»: ни поменять менеджмент, ни включить в собственную структуру. Собственно, это справедливо и для «Метинвеста». Поэтому наиболее очевидным представляется продажа своей доли в ЮГОКе одной из сторон несмотря на то, что это профильный бизнес для обеих компаний.