Реформирование ЖКХ необходимо начинать с демонополизации рынка. Пока будут править бал монополисты, качество услуг будет низким, а цены – высокими. Как ослабить влияние монополий и одновременно улучшить качество предоставляемых ими услуг, бизнес-портал uaprom.info выяснял у зампредседателя Всеукраинского союза собственников жилья Михаила Березовчука.
– Можно ли сегодня в ЖКХ обойтись без естественных монополий?
– Жилищно-коммунальное хозяйство включает две составляющие: жилищно-эксплуатационные услуги (ЖЭКи, ЖСК, ОСМД) и коммунальное обслуживание – это вода, электричество, канализация, тепло. Во всех цивилизованных странах и даже в некоторых городах нашей страны поставщики коммунальных услуг имеют прямые договоры с потребителями – с каждой квартирой.
Например, в Одессе такие документы заключаются по услугам теплообеспечения. Я уверен, что каждый должен отвечать за то, на что он имеет возможность влиять. Если же между поставщиком коммунальных услуг и жильцами поставлена искусственная прослойка, выполняющая роль мальчиков для битья (т.е. жилищно-эксплуатационные организации), то когда в доме холодные батареи, нет воды, перебои с электроснабжением, человек идет в ЖЭК.
Эта организация, как бы нам не хотелось, на вышеназванные проблемы влияния не имеет. Хотя ЖЭК может выставить «Киевэнерго» или «Киевводоканалу» претензии, счета, неустойки и оспаривать все вопросы в судах. Однако в силу того, что наша нормативно-правовая база имеет много белых «пятен» и разночтений, решения судов могут растянуться на годы. К тому же, с точки зрения юридических возможностей, ЖЭК и, например, «Киевэнерго» далеко не равны, разумеется не в пользу первого.
Поэтому ЖЭКи никогда даже и не пытаются требовать выполнения своих обязательств у естественных монополистов. Лишь однажды, четыре года назад, в Киеве Антимонопольный комитет пересчитал реальную стоимость теплоснабжения для потребителей, но это является скорее исключением, чем правилом.
– Кондоминиумы в этом плане чем-то отличаются от коммунальных ЖЭКов?
– Для ЖСК и ОСМД проблемы прямых договоров даже более остры, чем для коммунальных ЖЭКов. Ведь последние, хотя и постоянно балансируют на грани банкротства, но всегда могут рассчитывать на то, что райгосадминистрации им помогут деньгами. Кроме того, естественные монополисты все время придумывают способы перекладывания на жилищно-эксплуатационные организации своих прямых обязанностей.
К примеру, за все утечки электричества, тепла, связанные с плохим состоянием сетей, должен отвечать поставщик. Однако НКРЭ внес изменения в Правила поставки электричества, где обязал ЖСК и ОСМД устанавливать общедомовые счетчики. Но как я объясню жильцам, что им надо платить больше, потому что кто-то электричество ворует?
Председатель нашей Всеукраинской организации, народный депутат Юрий Одарченко по этому вопросу направил соответствующие письма в правительство, НКРЭ, МинЖКХ, инициировал проведение в этом министерстве совещания с участием заинтересованных сторон. Сейчас мы по всей стране собираем подписи для отмены этого решения. А вообще постоянно приходится сталкиваться с тем, что наше законодательство недостаточно гармонизировано, одни нормы противоречат другим.
– О прозрачности формирования тарифов говорят давно, но сдвигов в этом направлении не происходит. Почему?
– Года полтора тому назад комиссия Киевсовета рассматривала обоснованность тарифов «Киевэнерго». У меня есть справка этой комиссии, в первой части которой идет перечень запрашиваемых, но так и не полученных документов. А вторая часть справки – так называемые отрицательные выводы комиссии. Когда этот документ предъявили в КГГА, торг пошел очень живо, в результате тарифы повысили не в 3,4, а только в 1,9 раз.
Очень тяжело правозащитникам реализовать то, что называется «общественный аудит тарифов на услуги ЖКХ». Но это нужно делать, потому что люди нередко не платят, чувствуя, что их обманывают.
– На это оказывают влияние и бесконечные выборы, проходящие в нашей стране?
– Да, это так, ведь политики постоянно заигрывают с электоратом, спекулируя на тарифах. Вместо того, чтобы закатать рукава и искать, где в структуре цены «собака зарыта», они огульно кричат, что тарифы завышены, поднимая таким образом свой рейтинг. Поэтому мэрии необходимо выпустить брошюру для населения, где в доступной форме показать, как формируются тарифы.
– Как же ослабить естественные монополии?
– Ослабить монополию «Киевэнерго» может любая теплоснабжающая организация, мини-котельная, крышная котельная и т.д. Органам власти просто необходимо создавать благоприятные условия для прихода в жилищно-коммунальный сектор частного предпринимателя. Сейчас бизнесмены не хотят идти в эту отрасль потому, что тарифы определяет не производитель товара или услуг. К тому же нет гарантии, что поставщики получат в полном объеме оплату. Поскольку устранить эти две причины в ближайшем будущем не представляется возможным, необходимо разрабатывать «завлекающие» моменты: льготное налогообложение, выдача подрядов на строительство и ремонт наряду с обслуживанием домов и т.д.