Конфликт между премьер-министром Украины и группой «Приват» привел к одному из наиболее серьезных кризисов на топливном рынке за последние 7 лет. Юлия Тимошенко намерена забрать у группы «Укрнафту» и «Укртатнафту», на что ФПГ ответила массовым закрытием заправок и резким повышением стоимости бензина.
В конце прошлой недели цены на светлые нефтепродукты на украинских АЗС стремительно пошли вверх. За считанные дни стоимость бензина А-95 поднялась на 15-20%, превысила в некоторых регионах страны 6 грн. за литр. Наиболее проблемными являются центральные области, особенно Днепропетровская, Кировоградская и Полтавская области, где стоимость данной марки бензина не опускается ниже 5,80 грн. за литр.
Сложившаяся ситуация существенно отличается от тех ценовых колебаний, которые традиционно сотрясали экономику страны дважды в год (в начале весны и в конце лета). Вплоть до прошлого года более 70% топливного рынка контролировали российские компании, которые иногда дружно поднимали цены на топливо прикрываясь, как правило, двумя традиционными причинами: ростом цен на нефть на мировых рынках и повышением российской экспортной пошлины на сырье.
Тогда звучало много политических заявлений, призывающих правительство демонополизировать рынок. В прошлом году именно это и произошло. Во-первых, с украинского рынка окончательно ушла российская НК «Альянс», которая контролировала Херсонский НПЗ, а также сеть одноименных заправок. Во-вторых, наиболее новый и мощный национальный НПЗ – Кременчугский – забрала у россиян украинская группа «Приват». В-третьих, на украинском рынке продолжилась увеличиваться доля готовой иностранной нероссийской продукции, которая поступает в основном из Литвы и Беларуси. По оценкам экс-министра топлива и энергетика Юрия Бойко, объем импорта в январе-феврале 2008 г. вырос до 50% по сравнению 25-28% в прошлом году.
Таким образом, влияние российских трейдеров на внутренний рынок на сегодняшний день, вряд ли, можно считать определяющим, хотя оно по-прежнему является существенным. Гораздо более весомое влияние получила группа «Приват», которая сейчас де-факто управляет ценовой политикой своих сетей АЗС, а также «Укрнафты» и «Укртатнафты», что составляет более 50% розничного рынка. Именно АЗС под этими брендами являются главными инициаторами роста цен на бензин за последнюю неделю. К слову, очень похожую ценовую политику проводит российская ТНК. В центральных областях, где эти структуры контролируют практически весь рынок стоимость бензина А-95 подозрительно резко и одновременно растет.
Стоит отметить, у всех компаний на случай антимонопольного расследования будет иметься железный аргумент, что цены на их АСЗ колеблются от 5,6 до 5,58 грн. за литр, что действительно соответствует реальности. Однако, стоит отметить, что в рамках одной административной единицы (города) или вдоль основных магистралей все операторы единогласно выставляют похожие ценовые значения. Для того, чтобы создать ажиотаж, «Приват» закрыл большую часть своих заправок под брендами «Укрнафта».
Причина закрытия заправок руководство крупнейшей украинской нефтяной компании – сложная процедура организации тендеров. Интересно, что до последнего времени эта процедура не очень смущала «Укрнафту», которая закупала нефтепродукты у НПК «Галичина» и Надвирнянского НПЗ (оба принадлежат группе «Приват»). Реальная причина закрытия АЗС – отсутствие продукции. После установления контроля над Кременчугским НПЗ, россияне прекратили поставку нефти на него. «Приват» обещал, что самостоятельно организует бесперебойную работу предприятия, декларируя закупать нефть в Азербайджане, Ираке и других странах. Однако, в действительности, группа располагает только 3 млн. т сырья, которые ежегодно добывает «Укрнафта» и которое шло до этого на НПК «Галичина» и Надвирнянский НПЗ. Чтобы поддержать на минимуме работу Кременчугского НПЗ «Приват» вынужден был перебросить нефть на него.
Как результат, за первые два месяца текущего года Надворнянский НПЗ получил 17 тыс. т, что на 94,8% меньше чем в прошлом году. Дрогобычский НПЗ, после длительного спада, нарастил переработку до 108,8 тыс. т, что обеспечивает загрузку предприятия менее чем на 20%. «Жертвы» западноукраинских НПЗ не очень спасли Кременчугский НПЗ. Поставки нефти на предприятие снизились за 2 мес. на 35,9% – до 510 тыс. т, в том числе из России – на 75,3% – до 183 тыс. т. В то же время, как и ожидалось, поставки нефти украинской добычи возросли на 490,3%(!) – до 327 тыс. т.
Однако, как бы не манипулировал «Приват» потоками украинской нефти, но больше чем 3 млн. т из нее не сделаешь, а покрыть образовавшийся дефицит, который возник после прекращения поставок «Татнефтью», он не может. Очевидно, что в этой ситуации группа решила выжать максимум, создав дефицит и панику на рынке, получая сферхдоходы.
Как успокоить рынок в этой ситуации пока не понятно. Правительство Виктора Януковича пыталось договориться с трейдарами, разрешая им поднимать цены, но в четко оговоренном диапазоне. Юлия Тимошенко практически никогда не шла на компромисс, отдавая предпочтение силовым методам. В частности, в 2005 г. она активно использовала административные рычаги воздействия на рынок, устанавливая максимальные допустимые цены на бензин. Более того, чтобы разбить российскую монополию, она открыла рынок для готового иностранного топлива, который до начала 2005 г. был закрыт пошлинами.
Нынешняя ситуация заставляет Тимошенко действовать аналогичными методами. В частности, она поручила Антимонопольному комитету и Генпрокуратуре провести расследования. Как заявила премьер-министр, «в некоторых областях частные структуры массово закрывают заправки и абсолютно беспрецедентно ведут себя с ценами. Я считаю, в этой ситуации АМКУ и Генпрокуратура обязаны реагировать на такие вещи». Кроме того, Тимошенко намерена выжать «Приват» из «Укрнафты» и «Укрнафты». В первом случае это планируется сделать за счет снижения планки кворума для проведения собраний акционеров, а во втором путем смены менеджмента на собрании акционеров. Однако, если война с «Приватом» затянется надолго, то кризисы на топливных рынках будут случаться чаще, чем 2 раза в год.