Орест Лотоцкий: «Госсубвенции на развитие ЖКХ есть, распорядиться некому»

Share



В Украине 15 лет говорят о реформе в ЖКХ, но практически ничего за это время сделано не было. Единственное, что изменилось в последние годы, – это увеличилось финансирование. Реформам в ЖКХ существует массовое сопротивление как со стороны тех, кто зарабатывает на этом, так и политиков, пытающихся потакать общественному мнению, в частности, в плане установления тарифов. Тем временем, отрасль все больше приходит в убыток. О том, что намерено сделать нынешнее правительство, бізнес-порталу uaprom.info рассказал первый замминистра по вопросам ЖКХ Орест Лотоцкий.



– Известно, что для активизации работы жилищно-коммунального хозяйства необходимо создать рыночную среду. С чего в этом плане начнет работу министерство?


– К сожалению, у нас нет эффективного собственника жилья. Так что начинать нужно с его создания. Так, на сегодня 92% квартир приватизированы, но работают всего лишь 7,5 тыс. объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Все остальное – вне системы отношений собственности.



– Но, говорят, все проблемы оттого, что нет надлежащего финансирования?


– Дело не в этом. Деньги как раз и есть. Например, в прошлом году в Киеве не освоены порядка 50% субвенций из госбюджета. Поэтому в нынешнем году мы подумаем, следует ли выделять городу деньги, если они ему не требуются, если он не может ими распорядиться. Наши попытки завести серьезные финансовые ресурсы в эту сферу наталкиваются на то, что не с кем вести разговор, нет собственника. Пока мы не найдем его, не решим вопросы капитальных ремонтов, энергоэффективности жилищного строительства, учета и экономии ресурсов.



– Что в этом плане можно решить на законодательном уровне?


– Государство при всех своих возможностях может обеспечить максимум 10% того, что требуется вложить в жилье. Поэтому мы отрабатываем законодательно возможность серьезного прорыва именно в плане собственности. Подготовлена новая редакция закона об ОСМД. Мы совместно со Всеукраинским союзом собственников жилья, а именно с Михаилом Березовчуком, отработали этот документ. Если он будет принят, это даст возможность осуществить прорыв в отношениях местной власти и тех граждан, которые готовы объединиться в ОСМД или другие структуры.



– А какова ныне ситуация вокруг естественных монополий?


– Мы создали Департамент государственного регулирования в структуре Министерства. На первом этапе он будет выполнять функции квазирегулятора естественных монополий. Первый этап – это жесткая позиция по лицензированию. Мы намерены расширить ответственность за невыполнение условий лицензирования.



Второй этап – переход к тарифному регулированию. К сожалению, в формировании тарифов присутствует политика, как в Киеве, так и в любом другом городе. Результат – убыточность отрасли чрезвычайно высока, я не хочу называть цифры, но речь идет о миллиардах. Центр намерен брать на себя довольно существенные функции по регулированию ценовых вопросов в сфере деятельности естественных монополий.



Следующее – контроль. Речь идет о создании государственной жилищно-коммунальной инспекции. Она будет иметь контрольные полномочия относительно монополистов жилищного сектора и самих жильцов. Жильцы также должны иметь обязанности. Инспекция будет осуществлять контроль за техническим и технологическим состоянием, качеством услуг, договорными отношениями и т.д. Это будет прямая вертикаль по отношению к регионам с соответствующими средствами влияния на тех, кто допускает нарушения. Еще месяц-два, и будут приняты соответствующие решения.



– Но, говорят, правительство не может влиять, например, на ситуацию в Киеве?


– Действительно, мы не можем это сделать непосредственно. Но мы ставим задачу усилить контроль за лицензированием естественных монополий. Имею в виду снабжение водой, теплом и водоотвод. В конце прошлого года мы провели проверку выполнения условий лицензирования Киевским водоканалом.



К сожалению, есть много замечаний и претензий. Мы дали время на исправление, но этого не произошло. Поэтому обратились непосредственно в КГГА с предложением создать совместную комиссию и все-таки попытаться войти в ОАО «Киевводоканал» и изнутри посмотреть, что же там происходит. Мы имеем сигналы и от трудовых коллективов, профсоюза этого предприятия, от жильцов, у которых масса претензий. Мы ждали две недели на реакцию городских властей, но ее не последовало. Мы не получили ответ, согласны ли городские власти попытаться навести порядок в таком чрезвычайно важном секторе, как водоснабжение и водоотвод.



Нас чрезвычайно беспокоит состояние основных фондов этого предприятия, тем более, в контексте подготовки к Евро-2012, когда президент и правительство поставили задачу обеспечить бесперебойную работу всей городской инфраструктуры.



– В 2004 г. была принята программа реформирования ЖКХ. Как она выполняется?


– Она не срабатывает как по объективным, так и субъективным причинам. Мы подготовили новую редакцию программы реформирования, меняем приоритеты и начинаем от потребителя и идем к тем, кто работает на рынке. Обязательно должен быть государственный контроль.



Также мы должны усовершенствовать формы собственности: это аренда, концессия или другая форма? Сегодня нас не устраивает отношение собственника (местных органов власти) к коммунальной собственности. Это имущество неэффективно эксплуатируется, не вкладываются средства в поддержание надлежащего технического состояния.



Нас волнует искусственная монополизация такого перспективного рынка, как рынок содержания жилья. Власти держат систему ЖЭКов и не дают возможности прийти эффективному собственнику. Этот рынок должен быть открытым, конкурентным, доступ к нему должен иметь тот, кто больше соответствует названным выше критериям. В качестве примера приведу Днепропетровщину, где есть целые микрорайоны в некоторых городах, отданные частным структурам обслуживания, и они второй год подряд не имеют проблем и жалоб.