В последние годы в процессе вступления Украины в ВТО политическая целесообразность превалировала над экономикой. Однако, теперь у Украины есть сильный козырь на переговорах с россиянами, которым придется идти на компромисс во время февральских визитов украинских лидеров в Москву.
5 февраля 2008 г. Украина вышла на финишную прямую в 14-летнем марафоне под названием «вступление в ВТО». В Женеве Генеральный совет Всемирной торговой организации одобрил предоставление Украине членства в ней. Вся процедура была обставлена достаточно помпезно: на подписание протокола присоединения во второй половине дня прилетел президент Виктор Ющенко, планировавший до обеда обратиться еще и к Верховной Раде с ежегодным посланием. Как обычно, не обошлось без традиционных «дипломатических» поздравлений. Генеральный директор ВТО Паскаль Лами и В.Ющенко поблагодарили обе стороны и отдельно отметили «титанический» труд переговорщиков.
Впрочем, несмотря на то что вчерашняя дата является знаменательной для истории Украины, все-таки она не является «точкой невозврата» для национальной экономики. Дело в том, что для обретения полноценного членства в ВТО украинский парламент должен ратифицировать этот протокол не позднее 4 июля 2008 г. Согласно процедуре, ратифицированный Верховной Радой документ будет направлен в штаб-квартиру ВТО в Женеву, где его подпишет П.Лами. Официально же членом ВТО, а к этой дате привязаны законодательные и нормативные акты, Украина станет на 30-й день после подписания.
Соглашение о присоединении состоит из около 1500 страниц, где две трети – это обязательства Украины перед ВТО и треть – это соглашения этой организации, к которым присоединяется Киев. Таким образом, те изменения, которые должны были подкорректировать правила игры, например, в украинском ГМК (в частности, снижение экспортной пошлины на металлолом, отмена квотирования поставок металлопродукции в ЕС), вступят в силу не скоро. По крайней мере, пока полноценно не заработает Верховная Рада.
Стоит отметить, что вопрос ВТО уже давно перешел из экономической плоскости в политическую. Решение на уровне основных политических игроков было принято еще в прошлом году (мол, вступаем). Характерно, что высшие государственные мужи ограничивались лишь общими фразами относительно членства в ВТО, говоря о многомиллионных выгодах и подписывая двухсторонние протоколы со странами, суть которых до сих пор остается тайной за семью печатями.
Более того, уже больше пяти лет организация переживает кризис из-за того, что крупнейшие развивающиеся (Индия, Бразилия) и промышленно развитые страны (США, Евросоюз) не могут договориться об открытии промышленных рынков в случае с первыми и о существенном ограничении госдотаций с/х отрасли в случае со вторыми. И на этом фоне Киев рвется в ВТО, принимая зачастую невыгодные условия, диктуемые переговорщиками других стран. Так, показательно, что во время подписания протокола присоединения Украину похвалили за вклад в либерализацию торговли, особенно в сельскохозяйственной отрасли.
Таким образом, логичным кажется, что членство в ВТО будет использовано в политических целях. В частности, остается открытым вопрос, кто из украинских лидеров использует «вступление Украины в ВТО», как козырь в диалоге с той же Россией. Напомним, что Киев только после обретения членства в ВТО может присоединиться к переговорному процессу по вступлению России во всемирный торговый клуб. Последней еще предстоит завершить двусторонние переговоры с ОАЭ, Саудовской Аравией и договориться с Грузией о таможенных пунктах пропуска. Учитывая сроки, которые были предоставлены Украине для окончательного обретения членства, у РФ есть как минимум 4 месяца на завершение переговорного процесса по ВТО без возможного участия в нем Киева.
Вероятность такого сценария стремится к нулю, а рынки, которые Россия позакрывала от импортных товаров (в том числе и украинских), обратно открывать российские чиновники не стремятся. Очевидно, что наиболее чувствительным вопросом для РФ станет вопрос либерализации газового рынка и создание прозрачных условий игры на нем, в том числе и в отношении транзитной политики. Поэтому россияне будут вынуждены договариваться и искать компромиссы с власть предержащими в Украине.
На этом фоне будут крайне интересны итоги февральских визитов украинских лидеров Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко в Москву, где основной, судя по всему, станет тема газовых взаимоотношений двух стран. В принципе, президент и премьер имеют возможность затянуть ратификацию протокола по вступлению Украины в ВТО (хотя парламентский кризис итак далек от своего завершения), поэтому россияне могут «выбирать» из нюансов их предложений. Но, по идее, серьезных расхождений в офертах не должно быть – заседание СНБО Украины 1 февраля выработало единую позицию для чиновников в газовой сфере, которая заключается в устранении посредников из схемы поставок газа в Украину.