Россия уходит из-под украинской защиты

Share

Россия продолжает сворачивать военную кооперацию со странами, которые, по ее убеждению, не являются надежными партнерами. Очередным шагом дезинтеграции в данной сфере стало денонсирование парламентом РФ договора с Украиной о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (СПРН).



Согласно данному соглашению, которое было подписано еще в 1997 г., россияне получали право использовать украинские объекты СПРН, прежде всего, радиолокационные станции (РЛС) в Мукачево и Севастополе. РЛС «Днепр» были введены в эксплуатацию в 1979 году. Они позволяют обнаруживать пуски ракет и космические объекты на дальности до 4 тыс. км. После распада СССР станции были объявлены собственностью Украины. Тогда же россияне, чтобы не утратить контроль за ситуацией в Центрально-Восточной Европе, были вынуждены искать пути компромиссного решения проблемы, в результате чего и был подписан договор 1997 г. За информацию, получаемую с радаров «Днепра», Москва ежегодно уплачивала арендную плату в размере $1,3-1,5 млн. При этом, по оценкам экспертов, общие затраты Украины на функционирование узлов СПРН ежегодно составляли не менее $4 млн.



В прошлом году Кремль решил отказаться от услуг украинских объектов. В официальном обосновании такого шага говорится, что технические ресурсы узлов в Мукачево и Севастополе истекли еще в 2005 г. При этом вклад этих узлов в решение задач систем предупреждения о ракетном нападении является минимальным. Парламентский комитет по обороне, рассмотревший вопрос о целесообразности денонсации, заявил, что «современное военно-политическое руководство Украины не заинтересовано в выполнении своих обязательств по поддержанию постоянной готовности узлов Мукачево и Севастополь к применению по назначению».



По информации украинских источников, бюджетных средств в последние несколько лет действительно не хватало, поэтому на модернизацию РЛС украинцы запросили дополнительные средства у РФ. Однако, Минобороны России посчитало, что более выгодным для Федерации станет использование СПРН, расположенных на ее территории (узлы Мурманск, Печора, Иркутск), и строительство новых объектов систем в Армавире и Лехтусе.



В то же время, столь продолжительный срок прохождения законопроекта о денонсировании соглашений с Украиной в российском парламенте может свидетельствовать о том, что Кремль до последнего времени не мог окончательно определить свою позицию в отношении использования украинской СПРН. Очевидно, что последним событием, вынудившем Москву уйти с украинских объектов, стало письмо высшего руководства государства к НАТО с просьбой присоединить Украину к плану действий по вступлению в альянс. Парламентский комитет при рассмотрении вопроса о денонсации договора особенно подчеркнул, что «внешнеполитический курс Украины все более ориентируется в вопросах обеспечения безопасности на дальнейшее интегрирование в НАТО». Представляя в Госдуме законопроект о денонсации соглашения, замминистра обороны РФ Николай Панков достаточно четко обосновал позицию Кремля: «Если хотите, это и наш ответ на шаги украинского руководства по форсированному вступлению в НАТО».



Руководитель Центра политического анализа (Украина) Владимир Головко считает, что сегодня СПРН в Мукачево и Севастополе уже не играют исключительно важной роли в противоракетной обороне России, и отказ последней от их использования был делом времени. «Естественно, что «письмо трех» послужило хорошим поводом для такого шага Кремля, – резюмирует эксперт. – В то же время, недружественность данного шага проявилась, прежде всего, не столько в самом факте отказа, сколько в том, как это было сделано».



Примечательно, что россияне собираются отказаться только от украинских объектов, а вот от услуг объектов СПРН в Азербайджане, Казахстане и Белоруссии Кремль пока не будет отказываться. К слову, в вышеперечисленных странах на объектах несут службы российские военнослужащие, тогда как в Украине – сотрудники Национального космического агентства Украины, которых россияне обвинили в некомпетентности. В то же время, командующий Космическими войсками РФ генерал-полковник Владимир Поповкин заявил, что со временем Москва планируем отказаться от всех станций, которые расположены за рубежом.



После выхода РФ из договора по эксплуатации актуализировался вопрос о дальнейшей судьбе украинских РЛС. В.Головко утверждает, что, поскольку Украина не владеет технологией обработки информации, поступающей от РЛС (соответствующая аппаратура находится в России), перспективы данных объектов туманны, и, скорее всего, их придется закрыть. «Мукачевскую точно, Севастопольскую же можно, теоретически, попробовать интегрировать в другие проекты ПРО, американский или натовский, но это также мало вероятно», – говорит эксперт.