«Укрзализныця» попала в кадр

Share

С начала года за влияние на «Укрзализныцю» ведется ожесточенная борьба. Суть ее заключается в том, что команда нового руководителя транспортного ведомства Иосифа Винского от БЮТ пытается сменить менеджмент железнодорожного монополиста, лояльный к Партии регионов.



Действия нового руководителя транспортного ведомства И.Винского в отношении железных дорог пока что коррелируются с его обещаниями выстроить жесткую вертикаль власти. Параллельно, раскритиковав предшественников, он, тем не менее, активно начал подхватывать «старые» инициативы и тем самым наступать на так называемые «мины замедленного действия», которые ему остались в виде многочисленных проектов решений министерства или уже принятых приказов по реформированию отрасли.



Прежде всего, речь идет о ряде приказов и проектов приказов Минтранссвязи, касающихся повышения тарифов на аэропортовые сборы в Борисполе, на ж/д перевозки, реформирования «Укрзализныци» и т.д. Напомним, что сразу же после своего назначения И.Винский объявил, что в корне пересмотрит стратегию развития отрасли, мол, предшественник полностью потерял контроль. И действительно экс-министр Николай Рудьковский выглядел два года своеобразным «свадебным генералом», поскольку ключевые решения для отрасли принимались непосредственно в Кабмине.



Вполне понятно, что вскоре в госмонополии начались кадровые чистки, в результате которой было уволен ряд руководителей региональных железных дорог. При этом нынешний министр опирается на соратников и партнеров (бывших или теперешних) из СПУ и БЮТ, которые зачастую имеют свои интересы в отрасли.



Типичный пример – повышение тарифов на пассажирские перевозки. В декабре И.Винский заявил о том, что радикального повышения цен в ближайшем будущем не будет. Более того, было сказано, что и объявленного ранее удорожания тарифов с 1 января 2008 г. не произойдет. «В начале надо разобраться в ситуации, а потом уже в феврале-марте мы будем принимать решение повышать или не повышать тарифы», – подчеркивал министр на одной из первых встреч с прессой. Однако, впоследствии окружение министра стало убеждать общественность, что повышение состоится, мол, это «козни» Н.Рудьковского, а вот последующие индексации тарифов пройдут уже «правильно».



Между тем, вокруг роста ставок имеется правовая коллизия. Дело в том, что Н.Рудьковский отменил приказы о повышении тарифов с 1 сентября и 1 ноября 2007 г. Вроде бы это решение проходило согласования в различных ведомствах (Минэкономики и Минюсте), но его следов найти не удалось. В то же время с 1 января 2008 г. тарифы на пассажирские перевозки выросли, хотя о соответствующем приказе не было известно вообще.



Не менее интересная ситуация ожидает нового министра и с реформированием железных дорог. В наследство от Н.Рудьковского И.Винскому достался проект приказа «Об утверждении Положения о Службе железнодорожного транспорта». Он создается во исполнение Концепции госпрограммы реформирования ж/д транспорта и в связи с необходимостью разделения функций государственного и хозяйственного управления на нем.



Реформирование «Укрзализныци» стало притчей во языцех. Повышение эффективности дорог через разделение функций управления и хозяйствования обсуждается и выписывается в различных проектах уже порядка семи лет. Процесс с большим скрипом сдвинулся приблизительно в 2004, но назвать это полноценным реформированием сложно. Из структуры «Укразализныци» периодически выводили определенные активы, реорганизовывали отдельные подразделения, но принципиальный вопрос разделения государственных и хозфункций не решался.



В определенной мере виной тому были «большие деньги», вернее различные ФПГ, которые не заинтересованы были в проведении реформы – она попросту лишила бы определенные группы влияния в отрасли источника дохода. Кто-то зарабатывал на скидках на перевозку, кто-то на аренде вагонов и т.д. Таким образом, далее принятия концепции и громких заявлений дело не пошло. Под видом реформирования опять подняли тарифы, пообещали создать частные компании по перевозкам пассажиров, безуспешно попытались передать в аренду вагоны-рестораны. Вот скромный список достижений.



Теперь эстафета реформ досталась И.Винскому. Однако вместе с эстафетной палочкой новый министр получил и упомянутую выше «мину». Все дело в нормах, которые заложены в проекте Положения о Службе железнодорожного транспорта. Формально она и является тем самым госорганом в составе Минтранссвязи, который возьмет на себя функции регулирования. Согласно проекту, служба будет управлять имуществом ж/д дорог, разрабатывать тарифную и ценовую политику, обеспечивать составление финансовых планов и контроль за их выполнением, участвовать в госзакупках.



Кроме того, служба будет способствовать формированию рынка транспортных и транспортно-экспедиционных услуг, проводить роботу по сертификации и классификации подвижного состава, а также выдавать лицензии, в том числе и на предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом.



Однако в проекте не учитываются сегодняшние реалии. После назначения на должность министра транспорта Н.Рудьковского между ним и «донецкими» произошел конфликт, результатом которого стало изменение схемы управления отраслью: «Укрзализныцю» переподчинили Кабмину. Бороться с этим можно, но вместе с созданием службы ж/д транспорта в Минтранссвязи необходимо соблюсти еще множество формальностей в виде принятия законов и подзаконных актов. Без них получается, что формально госмонополия подчиняется Кабмину, а регулированием ее деятельности теоретически занимается министерство. Поскольку сомнительно, что структура, подчиненная правительству напрямую, даст собой «рулить».



В этой ситуации И.Винскому придется проявить чудеса дипломатии, чтобы договориться по поводу реформ и принятия в их обеспечение соответствующих нормативных актов. Однако сейчас команда министра от БЮТ пытается сменить менеджмент «Укрзализныци», лояльный к Партии регионов. В частности, в отрасль начала возвращаться так называемая команда «Кирпы»-Ковзеля (руководителя экспедиторской компании «Интертранс», секретаря комитета ВР по вопросам транспорта). Все это, естественно, оптимизма в вопросах реформирования отрасли не добавляет, но хоть подтверждает намерение министра построить в ведомстве сильную вертикаль власти.