31 октября на Градсовете был согласован проект строительства общественного центра на ул. Шолуденко, между проспектом Победы и ул. Борщаговской. Пустырь вокруг Дворца бракосочетаний «породил» в Киеве очередной небоскреб и усугубление транспортных проблем.
На Градсовет представили новую версию проекта, который в 2003 году был полностью согласован и прошел экспертизу. Заказчик – ООО «Агентство офисного строительства» – пересмотрел свои решения. При корректировке была не только несколько увеличена высота здания, но и запроектирован комплекс инженерных инноваций, в том числе с применением энергосберегающих технологий, а также учтены нормативы, принятые в мировом высотном строительстве.
Общественный центр представляет собой два объединенных переходами здания высотой 34 и 45 этажей. В его составе предусмотрены офисные помещения (113 тыс. кв. м), торговые точки (6 тыс. кв. м), рестораны (1,4 тыс. кв. м), фитнес-центр (2 тыс. кв. м), а также шесть подземных этажей паркинга на 950 автомобилей. Количество лифтов впечатляет: 24 в одной башне и 17 в другой (график их движения рассчитан таким образом, что время ожидания лифта составляет не более 30 секунд).
[3]
В своем проекте разработчики особое внимание уделили транспортной ситуации в районе проектирования и запланировали трехуровневую транспортную развязку на пересечении проспектов Победы и Воздухофлотского, разработанную в институте «Киевгенплан» (правда, проект еще не согласован). Въезды в паркинг сделаны со всех четырех сторон площадки строительства, также из него предусмотрен подземный «прокол» с выходом транспорта непосредственно к площади Победы.
Сейчас территория вокруг участка разделена между пятью собственниками (их владения сохраняются). В сентябре на площадке, примыкающей к Воздухофлотскому проспекту, Градсовет уже согласовал 57-этажный деловой центр (тоже из двух башен: проектировщик – ООО «Архитектурный союз», заказчик – ООО «Мелвикс»). Так что вопрос размещения на этой территории акцентного высотного строительства уже решен положительно.
[1]
К архитектуре башен совет также не предъявил особых претензий, сосредоточившись, прежде всего, на транспортный проблеме. Она здесь не катастрофическая, однако с появлением двух новых объектов может значительно ухудшиться. Мнения о том, кто должен позаботиться о том, чтобы этого не произошло (то есть запроектировать и профинансировать строительство транспортной развязки, туннеля, расширения дорог), разошлись.
[2]
«Надо законодательно обязать заказчика решать вопрос транспорта», – предложил член совета Николай Дубок. Но большинство считает, что эти функции должны быть разделены между заказчиком и городом. «Юристы должны решить, что должен делать заказчик, а что город», – отметил заместитель мэра Киева Эдуард Лещенко, а член Киевсовета Домбровский напомнил, что заказчик и так отчисляет в бюджет столицы 10% и более на развитие инфраструктуры, и это дело города – разработать проект развязки и включить расходы на ее строительство в бюджет.
Между тем главный архитектор института «Гипрогражданпромстрой» Анатолий Цветков обратил внимание присутствующих на то, что есть и другой путь: с учетом картограмм транспортных потоков в задании на проектирование указывается емкость участка (так делается в Токио). Киевские службы, владеющие информацией о транспортных потоках, также могли бы вписывать в архитектурно-планировочное задание такие ограничения. Эту мысль члены совета развивать не стали (учитывая низкую пропускную способность уличной сети Киева, масштабы строительства в центре города пришлось бы существенно сократить).
Главный архитектор Киева Василий Присяжнюк попросил выступить Сергея Бабушкина, как адепта высотного строительства и автора другого масштабного комплекса на рассматриваемой территории (он разработал проект обеих, но заказчик выбрал другого архитектора). Бабушкин согласился с тем, что транспортная ситуация сложная, и при ее решении следовало бы охватить участок от памятника Щорсу и станции метро «Шулявская». Он также отметил: «Жизнь заставляет при проектировании высотных зданий переходить к международным нормам. При этом высота 200 м – это нормально для Киева, а вот 300–400 м – пока дорого и сложно. Даже для 200-метровых зданий у нас нет технологий, строителям надо учиться у иностранцев».
Согласовывая проект, В. Присяжнюк предписал заказчикам обоих высотных комплексов совместно заняться решением транспортных проблем, в т.ч. обеспечить реконструкцию развязки просп. Воздухофлотский – просп. Победы.