Дефицит коксующегося угля на украинском рынке традиционно компенсировался за счет импорта из России. Но ряд аварий на российских шахтах, проблемы с подвижным составом и приоритетность поставок на внутренний рынок РФ привели к срыву ряда экспортных контрактов не только на поставку в Украину, но и для ряда азиатских покупателей.
Российский фактор
В минувшие годы любой дефицит угля на внутреннем рынке можно было компенсировать за счет импорта из России. Для многих кузбасских шахт украинские потребители в течение последних пяти лет были единственным гарантированным покупателем. Транспортировка сырья из РФ в Украину бесперебойно осуществлялась до 2006 г., когда появились первые проблемы с подвижным составом. В текущем году нехватка вагонов усугубилась как в России, так и на Украине, но максимально дефицит сырья обострился в начале лета, после аварий на двух шахтах «Южкузбассугля».
Большинство крупных российских производителей угля входят в состав вертикально-интегрированных металлургических групп, и поставки сырья на входящие в них метпредприятия осуществляются в приоритетном порядке. Свободных объемов угля на рынке практически не осталось, из-за чего был сорван ряд экспортных контрактов не только на поставку в Украину, но и для ряда азиатских покупателей.
Можно с уверенностью предположить, что проблемы с поставками российского угля в Украину сохранятся и в следующем году. Во-первых, растет потребление сырья местными коксохимами, которые динамично наращивают выпуск кокса. Во-вторых, для российских экспортеров все более привлекательным становится азиатский рынок. Здесь, на фоне снижения китайского экспорт, у россиян появляется шанс закрепиться в качестве важного поставщика угля для Японии, Кореи, Тайваня.
Производство коксующегося угля в мире в текущем году вырастет не более чем на 3%, в то время как потребность в нем – на 5-7%. Годовой прогноз концентрата углей коксующихся марок – 640 млн. т, в том числе, около 220 млн. т углей твердых (тяжелых) марок. Добыча сырья в Австралии, Китае, Канаде в 2007 г. вырастет, тогда как в России и Украине снизится, а в США останется на прошлогоднем уровне. Однако китайский прирост добычи будет потреблен местными металлургами, а поставки из Австралии и Канады не смогут ликвидировать дефицит сырья на рынке.
В России в нынешнем году из-за серии аварий на шахтах добыча коксующегося угля будет меньше ожидаемого – примерно на уровне 70 млн. т. В частности, один из крупнейших продуцентов – «Южкузбассуголь» снизит добычу почти на 25%, до 8 млн. т, меньше угля выдадут также «Северсталь-Ресурс» и «Мечел». Поставки коксующегося угля на внутренний рынок составят около 44 млн. т.
Производство и мировой экспорт коксующегося угля (свыше 200 млн. т) будут ниже потребностей рынка, что дает дополнительные козыри крупным угольным компаниям в предстоящих переговорах по ценам на следующий год.
Спрос
До последнего времени глобальный рынок коксующегося угля находился в довольно устойчивом положении, поскольку большинство стран, где сконцентрированы наибольшие объемы выплавки чугуна – Китай, Россия, США, Украина, Индия, Бразилия – самообеспечивали собственные потребности в угле и коксе. Из крупнейших мировых производителей чугуна от импортного сырья зависят Япония, Южная Корея и Германия.
В 2007 г. этот баланс нарушился: Китай стал нетто-импортером угля, выросли индийские потребности и закупки, Россия из-за весенних аварий снизила экспорт, в результате чего пострадала Украина, которой в поисках сырья пришлось выйти на мировые рынки. К этому добавился дополнительный спрос на уголь со стороны Японии, Кореи, Турции и ряда европейских стран, где рост метпроизводства повлек и рост потребления кокса.
Китай является крупнейшим производителем угля в мире, добывая около 37% мирового объема. Правда, столь высокий показатель относится, прежде всего, к углю энергетическому, добыча которого в 2006 г. составила 2,1 млрд. т из 2,38 млрд. т всего добытого сырья. Добыча коксующегося в минувшем году составила 280 млн. т, в 2007 г. будет добыто 300 млн. т.
Спрос на сырье в стране высок, учитывая прирост в метпроизводстве. В течение первых 9 месяцев текущего года, по данным China Coal Transportation&Sale Society (CCTSS), спрос на уголь вырос на 8%. Проводимая правительством реструктуризация угольной отрасли с закрытием наиболее «грязных» и неэффективных шахт приводит к росту импорта, который за январь-сентябрь вырос почти на 48%, до 38,61 млн. т, тогда как экспорт снизился на 21% – до 38,01 млн. т.
Япония остается крупнейшим в мире импортером угля, на ее долю приходится 30% суммарных экспортных поставок. По данным министерства финансов страны, в январе-августе 2007 г. Япония импортировала 53,25 млн. т коксующегося угля, это примерно на уровне предыдущего года. За год будет ввезено не меньше 80 млн. т сырья.
Страна Восходящего Солнца закупает уголь в Австралии, Индонезии, Канаде, России, поставки из Китая и США за последний год упали до минимума. Закупка угля в КНР и России для японских компаний наиболее предпочтительна в связи с более низкими транспортными затратами. Поскольку, как говорилось выше, китайские поставки увеличить не получится, альтернативой становится импорт из России.
Индия становится все более важным импортером угля. Страна традиционно импортирует около 3 млн. т кокса и более 16 млн. т коксующегося угля, в основном из Китая и Австралии. Индия располагает собственными ресурсами угля, однако запасы угля для коксования ограничены. По прогнозу правительства, стране к 2011-12 гг. придется импортировать 36 млн. т угля, чтобы удовлетворить растущий спрос со стороны металлургии. Сейчас импорт этого сырья составляет около 24 млн. т.
Также отмечается увеличение спроса со стороны других азиатских стран (Южная Корея, Тайвань), которые после снижения китайского экспорта вынуждены искать поставщиков их других стран, а также некоторых европейских стран, в частности, Германии, которая реализует программу по снижению добычи угля и ее остановке к 2018 г. Этим странам приходится надеяться на рост поставок из Южной Африки и Северной Америки, в то время как российский экспорт пока не может существенно вырасти из-за неготовности транспортной инфраструктуры.