Газовые переговоры: Янукович отстоял российские интересы

Share



Накануне парламентских выборов Виктор Ющенко, осознавая, что в случае формирования оранжевой коалиции РФ прибегнет к традиционным инструментам давления на Украину, поручил правительству выкупить газ, закачанный в ПХГ по нынешним ценам с тем, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в случае очередного конфликта. Однако, Виктор Янукович решил отдать этот газ обратно «Газпрому», поставив украинскую экономику накануне зимы в крайне уязвимое положение.



Дата и тон заявления о наличии $1,3 млрд. долга Украины перед российской газовой монополией, а также угроза сокращения поставок в случае его не погашения, изначально свидетельствовали о политической подоплеке этой акции. Сообщение «Газпрома» было призвано целенаправленно создать некую нервозность как в Украине, так и ЕС. Для Европы данный мессидж должен был продемонстрировать высокую степень риска трехсторонней кооперации в вопросе поставок газа. Кремль не упустил возможность подчеркнуть, что на фоне перманентных проблем с Украиной более надежным будет непосредственное двухстороннее сотрудничество между ЕС и Россией, особенно в рамках проекта Norm Stream. Однако, у многих стран-членов ЕС авантюра «Газпрома», наоборот, в очередной раз актуализировала разговоры о необходимости диверсификации поставок газа.



В Украине же российское заявление также всколыхнуло политическую жизнь страны. Правительство В.Януковича оказалось в неудобном положении, поскольку за неделю до парламентских выборов оно рапортовало о том, что в хранилища закачано 30,5 млрд куб. м газа, которые полностью обеспечат потребности населения и промышленности в зимний период. Однако, оказалось, что большая часть топлива находиться вне контроля Украины, что не гарантирует ей безпроблемной зимы.


В Секретариате президента успели подсчитать, что структура долга состоит из  $700 млн. задолженности «Нафтогаза» перед «УкрГаз-Энерго», $300 млн. – задолженности «УкрГаз-Энерго» перед RosUkrEnergo и еще $300 млн. – долги RosUkrEnergo перед «Газпромом». Между тем, представители Секретариата затруднились назвать причину возникновения долга «Нафтогаза», предположив, что она может быть связана с неполной оплатой за газ бюджетными организациями и предприятиями теплокомунэнерго, обеспечивающими отопление и горячее водоснабжение населения. Именно им НАК поставляет среднеазиатский газ. Действительно, платежная дисциплина данной категории потребителей всегда характеризовалась очень низким уровнем.



На политический уровень «газовый спор» подняли министр топлива и энергетики Юрий Бойко и премьер-министр Виктор Янукович, которые демонстративно отправились в Москву решать газовые проблемы с Россией. Между тем, сами россияне ранее неоднократно настаивали, что все газовые споры лежат в плоскости отношений хозяйствующих субъектов двух стран. В данном контексте  вмешательство высших должностных лиц государства противоречит принципу деполитизации отношений, связанных с поставками «голубого топлива». Более того, оказалось, что Секретариат президента располагал недостоверной информацией касательно структуры долга и его величины. Как сообщил российский премьер-министр Виктор Зубков, на начало октября украинская задолженность перед «Газпромом» составила более $2 млрд.



Позже представитель RosUkrEnergo сообщил, что «Нафтогаз» не имеет просроченной задолженности перед компанией, а основная сумма долга приходиться на RUE перед «Газпромом». В данном контексте формулировка «украинские долги» не является корректной, поскольку в структуре акционеров трейдера украинское государство не присутствует. Во время визита В.Януковича в Москву стороны договорились, что большая часть долга ($1,2 млрд.) будет погашена путем передачи в собственность «Газпром экспорту» газа RUE, находящегося в подземных хранилищах Украины. Остающиеся $929 млн. задолженности будут погашены к 1 ноября за счет собственных средств «УкрГаз-Энерго» и «Нафтогаза».



Из контекста переговоров можно сделать предположение о природе образовавшихся долгов. RUE не оплатило газ, закачанный в украинские подземные хранилища. В то же время стоит отметить, что до этого момента трейдер перечислял деньги «Газпрому» не в момент приобретения, а после реализации газа конечному потребителю. Как известно, ресурсы из ПГХ уходят в зимний период, когда спрос на газ превышает поставки. Таким образом, российская газовая монополия фактически изменила механизм оплаты за реализуемую продукцию, в результате чего RUE, не обладающая достаточным объемом ликвидных средств, была вынуждена частично вернуть «Газпрому» полученный в кредит газ.


С точки зрения национальных интересов, более рациональным выглядел бы вариант привлечения кредита “Нафтогазом” для  выкупа  газа у RUE , которая , в свою очередь, расчиталась бы с “Газпромом”. Поскольку цена “голубого топлива” в 2008 г.  возрастет, дополнительные затраты НАКа  на его покупку по новой стоимости  превысят проценты по денежным займам. На такой схеме настаивал и президент, который поручил правительству выкупить у RUE газ в ПГХ. Однако, В.Янукович в данной ситуации решил отстоять российские интересы.



Полученный от RUE газ «Газпром» намерен использовать для экспорта и реализации украинским потребителям. Поэтому не исключено, что этой зимой он перепродаст Украине топливо, но по более высокой цене. Таким образом, российская акция оказалась достаточно успешной: с одной стороны Кремль получил сильный инструмент влияния на политические процессы в Украине, с другой – провернул операцию, которая принесет ему дополнительную прибыль. В данном контексте заявление В.Януковича об успешном урегулировании газового конфликта может быть полезным разве что в его борьбе за министерские должности.