Стремление Молдовы во чтобы-то ни стало приобрести статус морской державы может причинить не только значительный экономический и экологический ущерб Украине, но и нанести серьезный урон международному престижу нашей страны. Все это связано с началом эксплуатации нефтеналивного терминала в молдавском порту Джурджулешты.
В первой декаде августа в порт Джурджулешты под ямайским флагом вошел танкер «Трейдер» водоизмещением 4000 т, официально следовавший по маршруту Греция – порт Галац (Румыния). После швартовки судна была проведена экспериментальная перекачка балластной воды в трубопроводную систему нефтетерминала.
«Это одно из главных для Молдовы событий за последнее время, так как тестирование подтвердило, что молдавский порт готов к принятию дизельного топлива и бензина», – заявил премьер-министр Молдовы Василий Тарлев. Далее он отметил, что сдача в эксплуатацию терминала в Джурджулештах – хорошее решение для обеспечения энергетической безопасности республики. Уже через месяц, в середине сентября, в Джурджулешты прибыл первый морской танкер с 3750 т нефтепродуктов. Фактически началась эксплуатация терминала.
На фоне предвыборных баталий в нашей стране эти события прошли (за исключением жителей Придунавья) практически незамеченными. Вместе с тем, для Украины последствия начала эксплуатации молдавского порта будут иметь серьезные последствия.
Прямой конкурент
В 1997 г. на стыке Дуная и Прута на средства ЕБРР началось строительство нефтетерминала, грузопассажирского порта и нефтеперерабатывающего завода возле села Джурджулешты. Однако через определенный период возник спор между Украиной и Молдовой, поскольку возведение объектов началось, по сути, на украинской территории. В конце концов, был найден «компромисс» наша страна уступила береговой участок в обмен на часть автодороги Рени-Одесса проходящей по молдавской территории. Правда, наши соседи не торопятся выполнять свои обязательства.
Несмотря на сложности и проблемы, возникшие в ходе реализации строительства, Молдова все-таки добилась своего. Джурджулештский порт может принимать суда водоизмещением до 10 тыс. т. Нефтетерминал способен переваливать 2 млн. т. грузов в год. В ближайшие несколько лет планируется строительство сухогрузного и пассажирского терминалов.
Для украинского порта Рени, расположенного всего в нескольких километрах ниже по течению Дуная, запуск молдавского терминала означает, по меньшей мере, потерю значительной части грузопотока, а в худшем варианте полную остановку.
И связано это, в первую очередь, с тем обстоятельством, что большая часть грузов попадают в Рени через территорию Молдовы. И та, естественно, по мере развития собственного порта постарается увести грузопотоки из Рени. Только прошлогоднее повышение транзитных тарифов Молдавской железной дорогой спровоцировало многомиллионные убытки украинского порта. Если к этому добавить, что в мае этого года в Молдавии началось строительство железнодорожной ветки Кагул-Джурджулешты, которая свяжет железнодорожную систему республики с портом, то перспективы украинского порта выглядят еще более мрачно.
В то же время, Кабмин В.Януковича, отказавшись (в первую очередь, по политическим соображениям) от строительства железнодорожной ветки Измаил-Рени в обход территории Молдовы, поставил под удар экономику целого региона Украины. Правда, буквально в те же дни, когда первый танкер зашел в Джурджулешты, правительство все-таки пересмотрело свое решение, и строительство ветки должно начаться в 2009 г. Но, судя по всему, время уже упущено.
Экологическая бомба
В ходе проведения международного Дунайского медиа-форума, молдавские чиновники от экологии пытались доказать своим украинским коллегам и журналистам, что при строительстве нефтетерминала учтены все возможные риски связанные с его эксплуатацией, говоря о суперсовременном оборудовании установленном в порту. Однако, убедить в этом украинцев у них не получилось.
Во-первых, стало известно, что в ходе экспериментальной перекачки произошла утечка нескольких сот литров воды. Это может свидетельствовать лишь об одном – новейшее технологическое оборудование обслуживает недостаточно квалифицированный и обученный персонал.
Во-вторых, украинские эксперты отметили, что нефтекомплекс построен всего лишь в трех километрах от Ренийского городского водозабора. Риск попадания в воду нефтепродуктов очень высок и кто поручится, что в один прекрасный день город не останется без воды. И самое главное, молдавский порт находится на узком отрезке дунайского фарватера, скорость течения здесь достигает 4,2 м в секунду. Произойди в порту разлив нефти и буквально через несколько минут пятно окажется на украинской территории, ниже по течению десятки населенных пунктов и международный биосферный заповедник. Боновые заграждения терминала, по мнению украинских экспертов, будут малоэффективны. Представить себе последствия такого загрязнения для региона Нижнего Дуная не сложно.
Кто ответит за безопасность?
Однако самая серьезная проблема, связанная с функционированием молдавского порта, – это обеспечение безопасности судоходства на Нижнем Дунае. Согласно действующим договорам, которые были подписаны и ратифицированы Украиной, линия госграницы между Украиной и Молдовой проходит по водной поверхности Дуная в районе 71 мили, а граница между Румынией и Молдовой в районе 72,3 мили. Это означает, что за безопасность судоходства на участке от 71 до 72,3 мили не отвечают ни румынские, ни украинские власти.
Вместе с тем, зона ответственности капитана порта Рени еще недавно распространялась именно до 72,3 мили, т.е. до бывшей границы Румынии и СССР. На практике это означает, что в случае аварии любого судна, направляющегося в Джурджулешты, судовладелец может предъявить претензии о невыполнении международных обязательств в сфере обеспечения судоходства именно нашей стране.
Впрочем, Молдавия не против размежевания зон ответственности между капитанами портов Рени и Джурджулешты. Но для этого сначала необходимо определить и обозначить собственно акваторию молдавского порта, а с этим связана еще одна проблема. Нашим соседям оказывается нужен еще один 50-метровый участок дунайского берега для строительства подъездных путей к своему нефтетерминалу. Переговоры, естественно, проводятся, но до их завершения на Дунае будет продолжать существовать «ничейная миля».
Отчасти выходом из сложившейся ситуации мог бы стать хотя бы временный договор между двумя странами, который бы позволил обеспечивать безопасность судоходства на 72 миле и соответственно обслуживать суда, идущие в Джурджулешты, капитании ренийского порта. Кроме того, необходим допуск украинских экспертов для мониторинга ситуации на нефтетерминале и организации взаимодействия в случае возникновения внештатных ситуаций.