Избирательный газ

Share



В ходе внеочередной парламентской кампании-2007 ряд украинских и российских политиков, а также официальные представители «Газпрома» связывали параметры газового соглашения на 2008 г. с конфигурацией правительственной коалиции. Поскольку уже в октябре ожидается переход от фазы предварительных консультаций к собственно переговорам на предмет поставок газа в Украину, имеет смысл определиться с реальными экономическими и конъюнктурными политическими составляющими сделанных заявлений.



Наиболее резонансное из них традиционно принадлежит послу РФ в Украине Виктору Черномырдину. 26 сентября, т.е. всего за четыре дня до даты выборов, в интервью журналу «Профиль» он среди прочего отметил: «Я не думаю, что выборы как-то особо отразятся на формировании цены на газ. Это серьезный вопрос, и он будет решаться за столом переговоров. Главный тон здесь будет задавать все-таки Украина: какое правительство сформируется, в какой конфигурации». В связи с этим заявлением, текст которого появился на сайте Министерства иностранных дел РФ, возникает вопрос, в какой мере оно отражает намерения официального Кремля и руководства «Газпрома».



На первый взгляд, Виктор Степанович лишь передал в далеко не всегда свойственной ему дипломатичной манере то, о чем уже в течение месяца довольно резко говорят украинские политики – участники досрочных парламентских выборов. Так, лидер КПУ Петр Симоненко был более категоричен: «Совершенно очевидно, что финансировать евроатлантическую интеграцию Киева, в том числе льготными ценами на газ, как это уже не раз давали понять россияне, они не будет. Поэтому если после выборов будут сформирована антироссийская по своей сути коалиция – стремительный рост цен на газ неизбежен».



Кроме того, российский посол практически повторил прозвучавшие накануне слова председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Евгения Бакулина. Последний, призвав политиков отказаться от необоснованного вмешательства в украино-российские газовые отношения, что уже неоднократно вело к потере транзитных контрактов и повышению цен на газ, сам 25 сентября связал решение проблемы поставок газа с результатами досрочных парламентских выборов и политическим курсом, который выберет Украина.



Для того чтобы понять, следует ли реально ожидать повышения/стремительного роста газовых цен для Украины в связи с этими заявлениями, необходимо, прежде всего, определиться, что сегодня представляет собой формула цены импортного газа, каковы риски изменения закладываемых в нее параметров и перемены собственно формулы.



По словам министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, «формула цены газа для нашей страны – как это было и как это будет в следующем году – это стоимость газа на границе Туркменистан/Узбекистан плюс стоимость транспортировки», – т.е. в текущем году $100 плюс $30. «Все остальное» г-н министр назвал «политическими спекуляциями».



Еще летом Юрий Бойко и министр экономики Анатолий Кинах прогнозировали, что стоимость газа на границе Туркменистан/Узбекистан и, соответственно, цена импортного топлива для Украины в 2008 г. могут вырасти до 10%, или на уровне инфляции. Deutsche Bank прогнозировал, что импорт из Центральной Азии будет существенно дороже для «Газпрома» со следующего года, что приведет к росту цен для Украины до $150 с нынешних $130. Именно эта цифра и была заложена в проект госбюджета-2008. Как отметил в сентябре тот же А.Кинах, «правительство планирует… выйти на показатель увеличения цены на природный газ с 1 января 2008 г… максимум от 10 до 15 процентов».



Однако подобные ценовые параметры возможны лишь в том случае, если удастся, по словам министра топлива и энергетики, «удержать цену туркменского газа на уровне $100. Это главное, потому, что из 55 млрд. м куб импортного газа, 40 – в этом году будет туркменский, а оставшиеся 15 – это пополам узбекский и казахский газ. Если мы удержим, то удержим и казахский, и узбекский. У них не будет никаких ожиданий по повышению цены».



С одной стороны, вопрос стабильности цены урегулирован контрактом: в сентябре 2006 г. Россия и Туркменистан договорились о ежегодных поставках 50 млрд. м куб туркменского природного газа в адрес «Газпрома» по цене $100 за 1 тыс. м куб на границе Туркменистан-Узбекистан (Казахстан) в период с 2007 по 2009 г. включительно. По словам Юрия Бойко и вице-премьер-министра Украины Андрея Клюева, Ашхабад уже подтвердил свои обязательства по поставкам в 2008 г. природного газа в адрес «Газпрома» по действующей в настоящее время цене.



С другой стороны, в «Газпроме» и RosUkrEnergo не подтверждают эту информацию. «Сейчас проходят рабочие консультации с нашими партнерами. Надеюсь, что переговоры о цене на среднеазиатский газ завершатся ориентировочно в октябре-ноябре, после чего будет понятна цена для Украины на 2008 г.», – пояснил пресс-секретарь RosUkrEnergo Андрей Кнутов.



Подобная неуверенность связана с заявлением владельца ООО «Энергогаз» Романа Мацуева со ссылкой на вице-премьера, министра нефти и газа Туркменистана Тачберды Тагиева о том, что Ашхабад намерен с 1 января 2008 г. увеличить цены на топливо, продаваемое «Газпрому», со $100 до $150 за 1 тыс. м куб. Туркменистан мотивирует эту инициативу планами «Газпрома» по повышению цен на газ для Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии и Белоруссии.



В случае увеличения стоимости газа на границе Туркменистан/Узбекистан с нынешних $100 до планируемых $150 цена импортного газа для Украины в 2008 г. при сохранении существующей формулы цены может вырасти до $180 (эту цифру уже озвучивал неназванный источник в «Газпроме»). Т.е. не на 10-15%, как планирует правительство, а на 38%.



Вторым ценовым риском, назовем его условно политэкономическим, может стать отказ от существующей схемы поставок среднеазиатского газа в Украину, другими словами, от услуг оператора RosUkrEnergo. В своем интервью В.Черномырдин попытался предупредить подобную возможность, выразив уверенность, что компания продолжит свою деятельность на украинском рынке: «Для нас это понятная организация… Кто чем недоволен на Украине, понять невозможно. Такое впечатление, что кто-то кому-то просто не нравится». В этом случае «Газпром экспорт», законтрактовавший все свободные объемы среднеазиатского газа, будет не передавать их оператору, а самостоятельно реализовывать украинским компаниям, например, НАК «Нафтогаз Украины», но, очевидно, уже по «газпромовской» цене в $230.



Третьим ценовым риском, чисто политическим, официальные представители «Газпрома» называют изменение переговорной команды с украинской стороны: «Сейчас мы находим взаимопонимание с Кабинетом министров, и, если его состав останется прежним, рост будет на уровне, который компенсирует повышение цены на туркменское топливо. Если же новая команда будет состоять из тех людей, с которыми мы имели дело в 2006 г., либо из политиков, мы будем ориентироваться на цену $230 за тыс. м куб». Российские и западные аналитики называют нормальной подобную практику страхования от рисков работы с непрофессиональными переговорщиками и политиками, а также от нестабильной политической ситуации и непрогнозируемых действий властей. По оценке гендиректора компании Magyar GT (занимается оптовыми поставками газа в Венгрии) Яноша Петефи, подобные риски могут достигать 40%.



Таким образом, увеличение цены импортного газа для Украины в 2008 г. может быть как связано с приходом новой команды в Кабмин (соответственно, изменение схемы поставок и состава переговорщиков), что может повлечь за собой рост в 39-77%, так и не связано с форматом правительственной коалиции, что не исключает увеличения цены на 38% (по причине увеличения стоимости газа на границе Туркменистан/Узбекистан). В любом случае, заложенный в проект госбюджета-2008 вариант увеличения газовых цен максимум на 10-15% зависит на сегодня не столько от действий украинских политиков, сколько от успехов российских переговорщиков в Ашхабаде, Астане и Ташкенте, в очередной раз подтверждая, что Украина для нормального развития собственной экономики кровно нуждается в долгосрочном газовом контракте с понятной формулой цены и объема поставок.