Зарплаты в металлургии: «откуда дровишки»?

Share



В мировой практике рост заработной платы в металлургии напрямую зависит от повышения производительности труда. В странах Европы принято повышать этот показатель нередко за счет резкого сокращения в разы количества работников предприятия. В украинском ГМК рост продуктивности возможен только за счет расширения объемов производства и модернизации оборудования.



Сейчас конкурентоспособность металогического бизнеса (а значит и занятость, и уровень оплаты работников) все в большей степени зависит от инвестиционной активности меткомпаний, которые в основном финансируют техперевооружение на 70% за счет собственных средств. Соответственно, стратегические инвесторы метпредприятий взвешенно подходят к политике повышения заработной платы. Растущие цены на сырье и промежуточные материалы служат еще одним сдерживающим фактором роста социальных выплат.



В то же время, развивающийся украинский бизнес все больше осознает, что его коммерческий успех напрямую связан с собственным коллективом. Обостряющаяся конкуренция на рынке труда за квалифицированные кадры подталкивает к разработке активных социальных политик компаний и формированию так называемой «эффективной» заработной платы (которая может несколько превышать рыночный уровень и служить инструментом закрепления рабочих кадров).



К сожалению, накануне выборов чиновники и политики, которые делают популистские заявления и обещают рост доходов, не рассказывают, откуда возьмутся средства для выплаты повышенных зарплат. В своих популистских речах они делают серьезный упор на собственников горно-металлургических предприятий, которые в Украине производят 20% ВВП. В то же время, по словам экспертов, только модернизация производства ГМК может сделать возможным устойчивый роста заработной платы (сегодня доля з/п в себестоимости 1 т стали составляет 50%).



Заложенный в проекте бюджета-2008 уровень минимальной зарплаты в $100, в случае принятия, станет настоящим испытанием на прочность для всего частного бизнеса. В конкуренции за кадры основным аргументом традиционно является заработная плата, и эта зарплата растет. По данным ежегодного исследования Бюро Экономических и Социальных Технологий (БЭСТ), по показателю доли оплаты труда в структуре добавленной стоимости Украина вышла на уровень, сопоставимый с другими странами региона, как в целом по экономике, так и по отдельным секторам экономики.



Все дискуссии о европейском уровне зарплат в Украинском ГМК неизбежно сталкиваются с «украинским» уровнем износа оборудования – более 70%, при среднемировом уровне износа в 20%. Старое оборудование не позволяет сегодня и сейчас обеспечить европейскую производительность: если в мире сталеплавильное предприятие производит 850-1300 т стали в год на 1-го работника, то в Украине – лишь 120-500 т стали в год. Разница может достигать от трех до семи раз! Соответственно зарплата 1-го европейского или американского металлурга у нас делится между теми же 3-7 металлургами.



Изменить ситуацию возможно, и для этого собственники должны провести модернизацию предприятий, причем эта модернизация должна быть комплексной, быстрой, эффективной. А значит, очень дорогой.



Куда вкладывать деньги?


Предприятия ГМК Украины по уровню развития существенно отстают от зарубежных конкурентов. Да и внутри страны уровень зарплаты, условия труда и технологии от предприятия к предприятию отличаются существенно. ГМК Украины работает на морально и физически устаревшем оборудовании, в то время как лидеры мирового ГМК инвестируют более $30/т жидкой стали. Производство каждой тонны чугуна и стали украинским металлургам обходится дороже, чем конкурентам за рубежом. В Украине затраты условного топлива на 1 т проката на 25% выше, чем в странах ЕС, а расход материалов и сырья в доменном производстве – часто превышают европейский более чем на 50%. При этом, численность работников на сопоставимых по объемам выпускаемой продукции предприятиях в Европе на 30% меньше, чем в украинском ГМК.



В сложившейся ситуации, единственный выход для украинских металлургов – постепенное, но стабильное наращивание конкурентоспособности: модернизация производства, выплата налогов, сохранение и расширение количества рабочих мест, социальное партнерство предприятий ГМК с городами присутствия. Повышение заработной платы невозможно без наращивания объемов инвестиций в производство и – получения отдачи от этих инвестиций. И дискуссия вокруг уровня зарплат на предприятиях украинской металлургии останется дискуссией без учета реальных вложений в производство и наращивание объемов выпуска и сортамента продукции.



По данным Евростата и Госкомстата, рост средней заработной платы в отечественной металлургии за 2006 г. составил 11%, а в динамике с 2003 г. – 48%. Но поддержание лидерства по уровню заработной платы требует от украинских металлургов повышения конкурентоспособности предприятий – для снижения затрат на производство и повышение качества продукции. В существующей структуре добавленной стоимости продукции отечественного ГМК фонд оплаты труда (ФОТ) уже занимает более 50%. Для сравнения, в химической отрасли этот показатель составляет около 40%, а в сельском хозяйстве – около 14-15%.



Для сравнения реальной цены трудовых ресурсов в разрезе отдельных секторов промышленности более корректно использовать показатель доли оплаты труда в структуре добавленной стоимости. Это дает возможность сопоставить совокупные показатели оплаты труда в секторе независимо от уровня материало – и энергозатратности производства.



Таблица 1.


Доля оплаты труда в структуре добавленной стоимости, %





















 

Украина (2005)


Чехия (2004)


Ирландия (2002)


Польша (2000)


Металлургия


55,6


52,9


37,2


50,3


Справочно: экономика


49,1


48,1


42,9


48,9


Источники: Госкомстат, Евростат и расчеты БЭСТ.



Зарплаты и инвестиции – прямая зависимость?


На сегодняшний день, лидеры украинского ГМК по уровню средней заработной платы без начислений на фонд оплаты труда (ФОТ) – Металлургический Комбинат им. Ильича, ОАО «Азовсталь», ОАО «Запорожсталь», Миттал Стил Кривой Рог – лидируют и по уровню инвестиций в производство и социальную сферу регионов присутствия. Такая зависимость не случайна – те, кто инвестировали в производство вчера, сегодня показывают рост производительности, а значит – и рост заработной платы, опережающий средний по рынку.



Во всем мире, рост заработной платы в ГМК происходит за счет повышения продуктивности труда Чем больше работников производят один и тот же объем продукции, тем продуктивность меньше. Рост продуктивности возможен за счет расширения объемов производства и повышения его эффективности – как это делают лидеры рынка по уровню зарплат: Mittal Steel, предприятия СКМ, предприятия Смарт-Холдинга, ММК им.Ильича, Запорожсталь. Такой рост – эволюционный и происходит постепенно. Другой способ повышения продуктивности – за счет резкого сокращения в разы количества работников предприятий – как это принято в странах Европы. В условиях существующего социального напряжения и недофинансированности социальной сферы из бюджетных средств, для украинского ГМК на данном этапе неприемлем европейский путь повышения продуктивности.



«В металлургической отрасли реальная заработная плата выросла на 77,5%, рост продуктивности труда за период был в 2 раза меньше – 34,2%. В добывающей отрасли реальная заработная плата выросла на 56,9%, рост продуктивности труда за период был меньше – 44,9%,» – отмечает Валерий Гладкий, старший экономист БЭСТ, – «Это свидетельствует о необходимости капитальных вложений в модернизацию производства предприятий ГМК Украины, без которых дальнейший рост заработной платы будет невозможен. Рост заработной платы не возможен без соответствующего роста производства».



«В сложившейся ситуации, у предприятий ГМК есть два выхода – расширять объемы производства, как это делает «Метинвест», или сокращать в разы количество работников, как это принято в странах Европы, – считает Игорь Сырый, генеральный директор «Метинвест Холдинга». – Нам предстоит проделать масштабную работу по модернизации производства, освоению новых технологий и внедрению социальных программ – это и станет основой для устойчивости роста заработной платы на наших предприятиях в будущем. Мы уверены, что выбрали единственно верный в существующих условиях подход к развитию бизнеса в Украине».



«На моей памяти не было ни одного года, когда бы не принимались решения о повышении зарплат», – отмечает председателя профсоюзного комитета ММК им. Ильича Михаил Подъяблонский. – «Однако многие факторы, влияющие на уровень жизни наших работников, находятся за пределами влияния руководства комбината, и как бы мы ни старались, влиять на цены на потребительском рынке мы не в состоянии. Зато продукты питания наши работники приобретают по сниженным ценам. К тому же, с августа нынешнего года мы начали выплачивать своим работникам, независимо от должности и стажа, ежемесячно по 200 гривен – за рентабельность. Для кого-то – это рост зарплаты и на 30-40%, для кого-то – на 10-12%, а для кого-то – лишь на 2-3%».


Таблица 2


Инвестиции и заработная плата на предприятиях ГМК Украины






























































Предприятие


Средняя ЗП без начислений на ФОТ


Коли-чество работников


Средняя ЗП по отрасли


Объем инвестиций в основные средства


Объем отчислений на социальные расходы

           

Металлургический Комбинат им. Ильича


2400 грн.


76 733 чел.


1560 грн.


$624 067


$492 013


ОАО «Азовсталь»


2 189 грн.


24 160 чел.


$510 792


$234 050


ОАО «Запорожсталь»


2 139 грн.


20 176 чел.


$707 955


$196 644


Миттал Стил Кривой Рог


1 915 грн.


54 191 чел.


$700 802


$501 886


Алчевский металлур-гический комбинат


1 404 грн.


20 370 чел.


$1 844 004


$125 911


Днепровский металлур-гический комбинат им. Дзержинского


1 484 грн.


18 954 чел.


$390 765


$130 959


Днепропетровский метал-лургический комбинат им. Петровского


1518 грн.


7 530 чел.


$82 666


$49 216


Источники: Госкомстат, Система раскрытия информации на фондовом рынке Украины.