Румыния окончательно утратила монопольный статус на судоходные каналы в нижнем течении Дуная. Об этом свидетельствует недавнее сообщение о 500 судне, которое прошло украинским глубоководным судовым ходом (ГСХ) «Дунай-Черное море». Более того, с августа текущего года активная эксплуатация ГСХ по гирлу Быстрому вынудила Румынию вдвое снизить стоимость прохода судов по своим каналам.
В апреле 2007 г. ГСХ возобновил работу в экспериментальном режиме, а уже 22 мая было официально объявлена проходная осадка судов – 5 м. Напомним, что только один проход судна, туда и обратно, через румынскую Сулину обходился судовладельцам в $6-10 тыс. Стоимость прохода через украинский канал приблизительно на 40% дешевле. Кроме того, в отличие от румынских ГСХ, движение на отечественном круглосуточное и двустороннее. Судоходные операторы быстро отреагировали на появление новой транспортной артерии. Более 40% судопроходов по гирлу Быстрое составляют иностранные суда. Доля украинского ГСХ в общем объеме перевозок на Нижнем Дунае составила 45%. Именно это обстоятельство и привело к снижению цены проходов судов через румынскую часть дельты.
Вместе с тем, по мнению, директора ГП «Дельта-Лоцман» (заказчика проекта) Виктора Бездольного в увеличении пропускной способности водных путей в Нижнем Дунае заинтересованы как Украина, так и Румыния, поскольку согласно прогнозам экспертов, объем судопотока в этом регионе до 2012 г. увеличится в 6 раз и работы хватит всем.
[1]
В Румынии придерживаются несколько иной точки зрения. И в качестве основных средств давления на конкурента были использованы существующие экологические проблемы дельты Дуная. Дело в том, что ГСК «Дунай-Черное море» проходит по украинской части международного биосферного заповедника, что позволяет румынской стороне активно поднимать вопрос о возможных экологических последствиях эксплуатации украинского канала.
Так, летом этого года глава МИДа Румынии Адриан Чорояну заявил, что решать проблему Нижнего Дуная необходимо в процессе двусторонних переговоров с Киевом, при этом одновременно лоббировать этот вопрос перед Европейским союзом. А учитывая, что дельта является неотъемлемой частью европейского континента, это даст возможность в дальнейшем официальным лицам ЕС на законных основаниях вмешаться в борьбу Румынии за дельту. То есть наши соседи открыто говорят, о том, что интересы их государства носят сугубо экономический характер и экология здесь не причем.
А между тем в румынской части дельты действуют три и строится четвертый судоходные каналы. Причем Сулинский проходит в непосредственной близости от заповедных территорий, но в отличие от украинского ГСК, который, по сути, является судовым ходом проложенным по природному руслу (за исключением морского подходного канала) румынский является искусственным сооружением. В этом, кстати, могла убедиться большая группа украинских и иностранных журналистов в ходе экскурсии по обоим судовым ходам во время проведения международного Дунайского медиа форума.
В мае 2007 г. румынская газета «Котидианул» писала, что их страна могла бы занять более жесткую позицию в отношении украинского ГСХ. Ссылаясь на источники в румынских официальных кругах, издание утверждает, что Украине для обеспечения в полном объеме технических условий для судоходства по Быстрому необходимо будет провести определенные работы в Килийском гирле. В этих условиях у Румынии может появиться, как отмечает газета, обоснованный повод для будирования вопроса о том, что «проблема Быстрого является проблемой не только экологической, но и проблемой территориальной, международное право в данном случае предусматривает более четкие действия, чем по вопросам окружающей среды».
Такие работы Украине, со временем, действительно придется проводить, поскольку количество наносов в украинской части Нижнего Дуная из года в год увеличивается. Однако, это связанно в значительной степени с активным забором воды в румынской части дельты и соответственно перераспределением стока. В целом все это означает, что Румыния будет продолжать свой «прессинг».
В подобной ситуации нашей стране необходимо искать партнеров и союзников, заинтересованных в развитии новой ветки седьмого международного транспортного коридора. Кстати это тот редкий случай, когда интересы РФ на Черном море совпадают с интересами Украины. Во-первых, Россия неодкратно заявляла о своей заинтересованности в проекте: «формирования транспортного сообщения, объединяющего Международный транспортный коридор №7 и транспортный маршрут Дунай – Каспийское море». Во-вторых, обе страны заинтересованы в укреплении своих позиций в Дунайской комиссии. Другим партнером теоретически могла бы стать Турция, имеющая статус наблюдателя в комиссии и также заинтересована в использовании транспортного направления «Север-Юг». Пункт об использовании украинского судового хода для контейнерных перевозок внесен в программу развития портов Турции.