Земельные участки несельскохозяйственного назначения уже не являются вожделенной мечтой потенциальных «дачников» из элиты. Не привлекает даже непосредственная близость земли к столичному мегаполису и ее масштабы. Сегодня последней модной тенденцией стала несанкционированная застройка зон, относящихся, в соответствии с украинским законодательством, к заповедным. Очевидно, что всякие строительные работы на таких территориях запрещены, однако этот факт не останавливает желающих в их стремлении иметь родовые имения в живописных местах с особым микроклиматом. В то же время участились случаи не самых безобидных разбирательств с такими правонарушителями.
Говоря о привлекательности заповедных мест, интересующих элиту с точки зрения возведения там единичных коттеджей, следует сразу заметить, что к ним относятся, прежде всего, участки в Крыму, Киеве и Киевской области. Плотность элитного поселения не должна быть высокой, дабы среда проживания не уподоблялась урбанистическим картинам. Негласным правилом и признаком хорошего «частнособственнического» вкуса стало «приобретение» под застройку земли в заповедных местах. Подобных примеров у нас предостаточно. Среди вызвавших наибольших резонанс стоит отдельно сказать о Никитском ботаническом саде и главной горной гряде Крыма, а также Феофании.
Обустроим Никитский ботанический сад и горную гряду Крыма?
Проект корректировки генерального плана развития Большой Ялты, разработанный Киевским институтом «Гипроград», подразумевает внесение серьезных изменений в курортный ландшафт Крыма. В частности, ликвидацию Ялтинского горно-лесного заповедника и 5,5 тыс. га Крымского природного заповедника.
Ялтинский горно-лесной заповедник, созданный в I97З году, охватывает территорию от «Массандры» до Фороса, часть Ай-Петринского и Ялтинского горных плато. 14,52З тыс. га его площади могут претерпеть смену своего статуса в сторону снижения, что автоматически приведет к интенсивной застройке горно-лесной зоны Южного Берега Крыма. Национальный природный парк, который планируют создать на указанной территории, – первый шаг к утрате тех рекреационных климатических зон (лесных массивов крымской сосны и можжевельника), которыми славится АРК. Эксперты утверждают, что лесосодержащая составная часть ЮБК должна составлять не менее 30-50%, но уже сегодня она местами равняется 12-15%.
Вариант плана генерального развития Большой Ялты предполагает интенсивную хозяйственную деятельность на плато, тогда как главная крымская горная гряда, куда входят Байдарское, Ай-Петринское, Ялтинское, Гурзуфское и Никитское плато, не только защищают ЮБК от северных ветров, но и являются аккумуляторами для чистой воды, которая соответствует международным стандартам питьевой. Очевидно, что такая «хозяйственная» деятельность нарушит уникальную рекреационную крымскую экосистему. Территорию этой гряды планируют разделить между Ялтинской и Бахчисарайскими общинами для создания на ней инфраструктур туризма, отдыха и развлечений.
Отдельным пунктом стоит коммерческая застройка Никитского ботанического сада, которая продолжается, несмотря на заявления Генпрокуратуры и парламентского Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией о незаконности нецелевого использования земель, относящихся к природно-заповедному фонду Украины. По информации, полученной в начале 2003 года автором данного материала от экс-руководителя управления Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в АР Крым Владимира Тихончука, Сад наводнен бульдозерами, которые с корнями выворачивают реликтовые деревья и кустарники, расчищая пространство под застройку. Подобное кощунственное распоряжение, по его словам, было отдано председателем Совета министров Крыма Сергеем Куницыным. Напомню, что Владимир Тихончук был убит в Симферополе 28 июля 2004 г., мотивом убийства стала его профессиональная деятельность.
Почем нынче Феофания?
Однако в вопросе несанкционированной раздачи заповедных земель отличилась не только АРК, но и Киев. Перманентные трения между КГГА и Госкомземом достигли допустимого предела. Члены земельного комитета обвинили руководство горадминистрации в потере бюджетных поступлений от налога за землепользование. Как сообщил начальник Госинспекции по контролю за использованием и охраной земель Александр Нечипоренко, земельная политика Киева противоречит существующему земельному законодательству и является неэффективной. «Городские власти практически заблокировали указы Президента «О создании единой системы государственных органов земельных ресурсов», «Об основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 гг.», а также целый ряд положений Земельного кодекса»,— сказал он.
По факту многочисленных обвинений относительно махинаций с землей проведен ряд проверок, в ходе которых было выявлено более 115 тыс. нарушений земельного законодательства, при этом на нарушителей наложен штраф в размере более 4 млн. грн., выдано 50 тыс. указаний по поводу устранения нарушений. Особой статьей шел самозахват участков, который, несмотря на приобретающие масштабы, не был остановлен. В результате обширные земельные площади оказались в частной собственности, в том числе были зарезервированы порядка 1200 участков в городской черте.
Проверка, кроме прочего, обнаружила факты продажи земли заповедных площадей. По словам А.Нечипоренко, порядка 30 городских участков в парковых зонах и скверах без проведения обязательной госэкспертизы землеустройства. Не минула сия участь и Феофании, где находятся территории Государственного историко-культурного заповедника.
Все началось еще в 2003 году с «легкой руки» Киеврады, которая оформила более 150 га некому заповедному хозяйству «Феофания». Очевидно, что на этих землях спустя полгода-год вполне могут красоваться коттеджи, окруженные чистой природой. Нетронутые ландшафты заповедных зон пленят своей «правильностью», красотой и небрежным совершенством, именно поэтому они и должна оставаться в своем естественном состоянии, которое несовместимо с присутствием в ней человека. В то же время, пока существует проблема отсутствия четко лимитированных границ заповедника (как в случае с землями Феофании), будут и впредь иметь место незаконные действия по обороту земель.
Чтобы упредить дальнейшие проблемы с указанной заповедной зоной, Госинспекция попыталась инициировать процесс установления и утверждения границ природоохранной территории, однако безуспешно. Земли Феофании по-прежнему являются лакомым кусочком для «гурманов», желающих, как в оазисе, наслаждаться естественностью природы в заповеднике в черте города. Что будет облюбовано следующим, сейчас сказать сложно, поскольку существует достаточно широкий «ассортимент» рекреационных и природоохранных зон, доставшийся нам в наследство от предыдущих поколений. А что останется после нас?