На рынке цветных металлов стартовал процесс создания глобальных игроков с диверсифицированным портфелем бизнесов. Крупнейшие алюминиевые компании – Alcoa и Alcan – скоро сольются с мировыми гигантами горно-металлургической промышленности – BHP Billiton и Rio Tinto.
Подъем на мировом рынке цветных металлов, наблюдаемый в последние годы, стимулирует процесс консолидации в отрасли. С прошлого года лидерами по темпам роста цен и достигаемым рекордам в разное время становились медь, цинк, никель, олово, сейчас «пальму первенства» удерживает свинец. Уже не раз повторялась ситуация, когда после рекордно быстрого роста стоимость металла резко снижалась, разочаровывая инвесторов и трейдеров.
Колебания цен в большей степени зависят от общей биржевой тенденции всего рынка цветмета. Даже на фоне постоянно растущего спроса игроки не ожидают дефицита металла, что могло бы спровоцировать рост цен. Как раз наоборот, введение в строй новых мощностей по выпуску алюминия в ближайшие полгода-год могут вызвать излишек металла и уж тогда алюминий точно подешевеет.
Такой прогноз регулярно повторяется уже достаточно долгое время, а спада все нет. По крайней мере, обострившаяся в последнее время борьба за алюминиевые активы по всему миру демонстрирует уверенность крупных игроков рынка в здоровом состоянии и хороших перспективах отрасли. Нельзя не отметить, что сейчас в отличие от рынка стали, например, алюминиевая отрасль уже в значительной степени консолидирована. Три крупнейших компании держат под контролем более 50% мирового рынка. По итогам 2006 г. лидерскую позицию на рынке алюминия занимает ОК «РусАл», образованная путем слияния активов «РусАла», «СуАла» и Glencore, с показателем – 4 млн. т первичного алюминия, затем идет американская Alcoa – 3,55 млн. т и канадская Alcan — 3,4 млн. т.
К концу 2007 г. топ-тройка в алюминиевой промышленности может претерпеть значительные изменения. По мнению экспертов, в ближайшее время в мировой горно-металлургической отрасли могут возникнуть несколько мегаструктур, представляющие собой международные группы с высокой диверсификацией в различных секторах как черной, так и цветной металлургии. При чем, они сумеют так скомпоновать свои бизнес-интересы, что конкуренции между ними практически не будет; каждая будет контролировать отдельные направления бизнеса.
Естественно, что на роль объединяющих гигантов будут претендовать крупные компании, имеющие интересы в различных рыночных сегментах и достаточно средств для развития. Речь идет в первую очередь о Rio Tinto, BHP Billiton, CVRD. Ближайшими целями для названных гигантов стали производители алюминия Alcoa и Alcan. Американская Alcoa, руководствуясь принципом «лучшая защита – это нападение», решила «укрупниться» и избежать возможного поглощения.
Объединение с канадским производителем могло стать спасительным кругом для обеих компаний, но этого не произошло. Озвученное в начале мая предложение Alcoa купить Alcan вызвало бурную одобрительную реакцию мирового рынка, Alcan ответил отказом. Канадцы сочли предложенную цену – $27,93 млрд. – заниженной.
С момента объявления о возможном слиянии рынок обсуждал несколько версий развития событий: Alcoa значительно повысит предложение и сможет убедить строптивых канадских коллег; Alcoa не изменит цену, а проведет враждебное поглощение, выполнив все необходимые формальности; сама Alcan выставит оферту на покупку Alcoa; Alcan найдет «белого рыцаря» и выгодно продастся. Среди реальных кандидатов на роль спасителя назывались ранее упомянутые Rio Tinto, BHP Billiton, CVRD, ОК «РусАл» и пару индийских производителей легкого металла.
Слухов было много, а официально продолжался уже стартовавший процесс – Alcoa зарегистрировала свое предложение, собирала необходимые разрешительные документы и даже немного подняла цену. 10 июля истекал срок действия предложения американской стороны, Alcoa успела продлить его еще на месяц. Продлила до 10 августа, а 13 июля уже отказалась от борьбы за канадский актив. На горизонте появился другой реальный покупатель – австралийская Rio Tinto, предложившая за Alcan свыше $38 млрд.
Совет директоров Alcan мгновенно одобрил предложение Rio Tinto и рекомендовал своим акционерам сделать то же самое. Уже известно, что объединенная компания будет носить название Rio Tinto Alcan, сместит российский «РусАл» с лидерской позиции, а объем производства новой компании составит 4,3 млн. т алюминия и 28,8 млн. т бокситов в год. Глиноземные и алюминиевые активы группы рассредоточены по всему миру – Северная Америка, Европа, Австралия, Африка. Кроме того, Alcan занимается рядом проектов на Ближнем Востоке и совсем недавно приобрела 76% индийской Alukbond India Private Ltd., частной компании, занимающейся производством композитных алюминиевых панелей для строительства, что дает выход на быстрорастущий индийский рынок.
Канадская компания не могла остаться в стороне и от самого перспективного китайского рынка, здесь Alcan намерена построить завод по выпуску специальных кабелей из алюминиевых сплавов для китайских потребителей. Без сомнений китайский фактор во многом определил и целесообразность данной сделки. Представители Rio Tinto не скрывают, что, благодаря активам канадской компании получат возможность стать нужными на самом быстрорастущем рынке алюминия. Австралийская группа очеркивает свои интересы так: «Рост китайской экономики и прогрессирующая урбанизация страны создают условия для увеличения потребления трех ключевых металлов – стали, алюминия и меди». В свете вышесказанного Rio Tinto отвергает упреки в том, что она предложила слишком высокую цену за Alcan, и считает свою цену справедливой.
Вероятно, что в рамках сделки Alcan будет избавляться от некоторых активов, в частности, продаст бизнес по изготовлению алюминиевой тары. Ежегодный синергетический эффект от сделки прогнозируется на уровне $600 млн. Но до завершения объединения еще далеко. Во-первых, необходимо получить разрешения антимонопольных органов ЕС, США, Канады, Австралии. Во-вторых, мирный ход теперь уже дружеского поглощения может нарушить появление еще более щедрого претендента на канадскую компанию.
Теоретически когорту «белых рыцарей» могут пополнить BHP Billiton и CVRD. По рынку поползли слухи о переговорах между Alcan и CVRD. Бразильская компания отреагировала на неофициальную информацию весьма оригинальным способом, оставив простор для домыслов. CVRD категорически заявила, что не принимает участия в переговорных процессах с руководством Alcan, но не исключает возможности подать заявку на приобретение компании.
В последние годы бразильская группа достаточно агрессивно ведет себя на мировом рынке, расширяя собственную производственную базу и покупая зарубежные активы, причем в различных секторах. Аналитики считают, что сейчас не лучшее время для участия CVRD в борьбе за Alcan. Уже принято предложение Rio Tinto, и бразильцам придется значительно повысить цену, чтобы перебить предложение австралийцев. Кроме того, продолжается непростой процесс интеграции никелевого производителя Inco в состав CVRD.
Таким образом, остается BHP Billiton. Вряд ли такая мощная компания откажется от возможности расширить свои алюминиевые мощности. Похоже, что BHP Billiton не упустит своего шанса, но целью станет не Alcan, а Alcoa. В СМИ просочилась неофициальная информация о том, что Merrill Lynch и JP Morgan проводят анализ целесообразности этой покупки. По прогнозам Credit Suisse, BHP Billiton сможет предложить за американскую компанию около $40-50 млрд.
Эксперты считают Alcoa менее привлекательной для BHP, чем Alcan, т.к. мощности по выпуску алюминия не так эффективны, как у канадской компании. Помимо того, BHP не заинтересована в производстве алюминиевой продукции более высокого передела, включая упаковочный бизнес, выпуск колес, компонентов для автомобиле- и самолетостроения. Возможно, эти направления будут выделены в отдельные компании. Но все же Alcoa имеет прочные позиции в добыче и переработки сырья для производства алюминия – бокситов и глинозема, что очень ценно для BHP Billiton.
Сама же Alcoa, «заварившая всю эту кашу», отозвала свое предложение за Alcan и осталась на перепутье. Компания получит приличную сумму «отступных» и, по словам своего президента Алана Белда, продолжит развиваться – увеличивать инвестиции в производство, улучшать деятельность действующих предприятий. Компания возобновит программу выкупа акций, приостановленную в связи с возможностью объединения с канадской компанией. И в любой момент американский гигант может стать целью поглощения как со стороны уже проявившей интерес BHP, так и со стороны других претендентов – CVRD или международных инвестфондов.