Бесконтрольная деятельность «Укрспецэкспорта» ведет к снижению объемов оружейного экспорта. Собственно, тенденции ухудшения экспортных позиций украинских торговцев оружием наблюдались уже несколько лет подряд. За это время заказчикам поставлялись вооружения и военная техника преимущественно еще советского производства, а на долю новой продукции приходились в основном поставки узлов и комплектующих.
За время независимости украинский ОПК не может похвастаться новыми разработками; в основном «доедаются» научно-технические и производственные заделы советской эпохи. Государство вниманием «оборонку» не балует, «Укрспецэкспорт» и дочерние компании интересует не трудности разработчиков и производителей, а комиссионные от заключенных сделок. А наиболее важная сфера, без которой не будет ни технического перевооружения армии, ни доходов от оружейного экспорта – оборонно-промышленный комплекс – остается нелюбимой падчерицей. Финансовых ресурсов у предприятий нет, госзаказ также не предусматривает создание новых образцов техники.
По подсчетам Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), пятилетний объем отечественного оружейного экспорта составил $1,534 млрд. Согласно тому же отчету, лидеры оружейных поставок – США, Россия, Германия, Франция – оперируют миллиардами долларов в своих ежегодными поставках. Украина даже в лучшие времена не могла похвастаться уровнем свыше полмиллиарда долларов.
Согласно исследованиям института в сфере оружейного экспорта, которые основываются на данных из открытых источников, по итогам прошлого года Украина заняла 15 место в мировом рейтинге оружейных экспортеров. В 2006 г. объем экспорта, по версии СИПРИ, составил $133 млн. Хотя еще в 2005 г. Украина занимала 6 место в рейтинге, объемы поставок вооружения и военной техники (ВВТ) оценивался в $308 млн. По итогам пяти лет, с 2002 по 2006 гг. Украина плавно переместилась с почетного 6 места рейтинга на 11-е.
Неоднократная смена руководства компании не смогла переломить нарастание негативных явлений. Появление в компании в 2005 г. нового гендиректора Сергея Бондарчука также не привела к позитивному результату. Кстати, в начале работы на своей должности С.Бондарчук заявлял о необходимости объединения предприятий ОПК и предприятий-посредников путем создания концерна «Укрспецэкспорт» (или, как предлагалось в 2005 г., государственной акционерной холдинговой компании с таким же названием). Затем он резко изменил свое мнение. Хотя в правительственных кругах как раз набирал силу процесс консолидации управления ОПК и ВТС в «одних руках».
В феврале нынешнего года премьер-министр резко раскритиковал деятельность «Укрспецэкспорта», заявив, что компания теряет традиционные рынки сбыта продукции, объемы экспорта падают. Тогда, на спешно данной пресс-конференции (кстати, первой за все время пребывания на должности), С.Бондарчук обвинил окружение премьера в злом умысле либо некомпетентности: по его версии объемы экспорта ежегодно растут. По логике, теперь гендиректор должен заявить о некомпетентности всего коллектива СИПРИ.
В то же время…
На самом деле авторы доклада СИПРИ не так уже далеки от истины. Просто украинские топ-менеджеры от оружейного экспорта оперируют другими показателями: не цифрами дохода от поставок вооружения, а данными по обороту «Укрспецэкспорта». Прибыль компании от ее деятельности составляет не больше 10% от обнародованных сумм – $600 млн.
Предприятия ОПК вынуждены работать за счет собственных скромных средств, получаемых либо из госбюджета, либо за счет исполнения экспортных контрактов. Госпосредник «Укрспецэкспорт» и его дочерние компании, с одной стороны заинтересованы в появлении новых образцов, которые можно предлагать иностранным заказчикам. Однако средства вкладывать не спешат; гособоронзаказа недостаточно. А с учетом постоянных изменений, появления новых госпрограмм по развитию ОПК, вооружений, армии (причем, разработчики этих документов – разные, поэтому программы «чужих» министерств иногда просто не учитываются), связь с реальностью теряется на глазах. Вот и получается, что заказчик вооружений – Минобороны, планирует отдельно, ОПК – тоже занято своими планами, госпосредник просто продает все, что пользуется хоть каким-то спросом. И этот оружейно-экспортный «пазл» остается несобранным долгое время.
Есть ли выход?
Одним из вариантов лечения синдрома «оборонно-промышленной недостаточности» видится в консолидации ресурсов производителей и продавцов ВВТ. Однако, уже полгода тормозится принятие решения, способного если не спасти, то отсрочить дальнейшее падение результатов деятельности «Укрспецэкспорта».
Как уже упоминалось, С.Бондарчук год назад поддерживал идею создания единого оборонно-промышленного и экспортного концерна. Идее совместить производство ВВТ и его продажу уже много лет. Только в нынешнем году проект решения о создании единой структуры на базе «Укрспецэкспорта» трижды выносился на рассмотрение СНБО и столько же раз был снят. Так или иначе, даже в условиях политического кризиса и в президентском, и в премьерском кругах есть единение по вопросу дальнейшего бытия оружейного бизнеса, но это еще не означает вероятность согласованных действий.
Между тем, результаты внешнеэкономической деятельности «Укрспецэкспорта» подтверждают точку зрения премьера В.Януковича: по I кварталу 2007 г. обороты компании снизились почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Дальше может быть еще хуже.
Источники в украинском оружейном бизнесе утверждают, что отсутствие четкого решения по реформированию структуры госпосредника прямо связано с нежеланием гендиректора «Укрспецэкспорта» терять рычаги влияния. В случае перестройки системы оружейного экспорта, руководитель госкомпании становится рядовым менеджером. Поскольку кроме создания концерна на базе «Укрспецэкспорта» предполагается и создание «крыши» оружейного бизнеса – Агентства по вооружениям. Именно в этой структуре будут разрабатываться планы по стратегии экспортной деятельности, перспективным разработкам и деятельности всех подчиненных структур.