На просторах СНГ осталось мало металлургических компаний, которым Алишер Усманов не предлагал объединить активы. В июне переговоры начались с российской «Северсталью», о чем менеджеры «Металлоинвеста» не преминули сообщить СМИ.
Менеджеры Алишера Усманова, основного бенефициара холдинга «Металлоинвест», 19 июня взбудоражили общественность заявлением об очередном слиянии с крупной горно-металлургической компанией – «Северсталью». Генеральный директор «Металлоинвеста» Максим Губиев поделился с журналистами деталями и ходом переговоров. По его словам, они ведутся как на уровне акционеров обеих компаний, так и на уровне менеджмента.
Источники в «Северстали» опровергли эту информацию, заявив агентству «Интерфакс», что «никаких договоренностей и переговоров об объединении нет». В российских СМИ даже возникло предположение, что молчание в компании Алексея Мордашова связано с публичным размещением акций. Даже несмотря на то, что IPO «Северстали» состоялось в ноябре 2006 г., менеджмент утверждал, что не хочет беспокоить новых акционеров известиями о новых покупках.
Среди причин, почему «Металлоинвест» выбрал новый объект для слияния можно выделить базовые три. Первая и лежащая на поверхности – компания хочет развиваться, укреплять свои позиции как на российском, так и на мировом металлургическом рынке. В неофициальных беседах один из топ-менеджеров «Металлоинвеста» часто повторял китайскую мудрость: «Дорогу осилит идущий».
За последние пару лет произошла определенная эволюция во взглядах акционеров и менеджмента «Металлоинвеста» на развитие компании. В 2005 г. говорилось о создании крупного регионального игрока на железорудном рынке с привлечением ГОКов России, Украины и Казахстана. В компании предполагали, что он составит конкуренцию на мировом рынке «большой тройке» CVRD-BHP-Rio Tinto.
Позже был запущен процесс реструктуризации в самой управляющей компании. В отдельные структуры выделялись два холдинга: «Газметалл» (активы в ГМК) и «Уралмаш» (активы в машиностроении). Соответственно, риторика о развитии бизнеса изменилась: уже предлагались «браки по расчету» вертикально–интегрированным компаниям (например, украинской СКМ).
Сейчас у «Металлоинвеста» существует серьезный профицит железорудных мощностей при нехватке прокатных. К тому же компания не располагает предприятиями вне России (кроме виртуального СП «Украинская рудно-металлургическая компания», созданное под достройку КГОКОРа). Эти проблемы послужили причиной, которые подтолкнули руководство «Металлоинвеста» сделать предложение корпорации «Индустриальный союз Донбасса» объединить активы.
Пока переговоры о слиянии компаний, которые россияне предполагали положительно для себя завершить ближе к лету 2007 г., затянулись. Причем, явного прогресса в них не наблюдается. Именно это и могло послужить причиной оглашения «Металлоинвестом» информации о начале консультаций про объединение с «Северсталью». Очевидно, желание россиян «подтолкнуть» украинцев быть более «сговорчивыми».
По предварительной информации, вроде как речь идет о слиянии УК «Металлоинвест» и ОАО «Северсталь» (только Череповецкий МК), в то время как с ИСД планировалось объединять «Газметалл». Однако, сделка между Мордашовым и Усмановым будет иметь смысл только в случае слияния всех активов двух компаний. Они приблизительно равны по капитализации ($10-12 млрд.), соответственно, и олигархи могут получить по 50% в новой компании. Напомним, что именно структура собственности в возможной общей структуре «Металлоинвест-ИСД» была одной из наиболее проблемных позиций на переговорах.
Существует также и третья причина появления информации о слиянии с «Северсталью». В России уже который год полным ходом идет процесс создания государственных холдингов в реальном секторе экономике. Что касается черной металлургии, то поговаривают, что, скорее всего, это будет частная структура, весьма лояльная к Кремлю. На роль всероссийского интегратора в чермете СМИ примеряли множество олигархов (последним был Роман Абрамович, выкупивший 40% «Евразхолдинга»).
Не исключено, что теперь эта роль уготована не одному, а сразу двум олигархам – Мордашову и Усманову. Причем, весьма приближенным к президенту России. Стоит отметить, что владелец «Северстали» позиционировался, как бизнесмен, способный работать на Западе, в то время как основной бенефициар «Металлоинвеста» «специализировался» по странам СНГ. Объединение их усилий выглядит логичных ходом хозяина Кремля.