«Крымский титан» стал частью «РосУкрЭнерго»

Share



На прошлой неделе Дмитрий Фирташ окончательно оформил свой контроль над «Крымским титаном». Стратегические предприятия страны достались олигарху бесплатно, а государство потеряло возможность создать вертикально-интегрированную компанию в титановой отрасли.



Похоже, что в стране произошла очередная теневая приватизационная сделка. 8 июня наконец-то завершилось собрание акционеров «Крымского титана», которое длилось несколько месяцев. Оно началось еще в феврале этого года, и каждый раз в его работе объявлялся перерыв. Стоит отметить, что в повестке дня мероприятия значился вопрос о переизбрании председателя правления предприятия Евгения Дмитриева, что и послужило поводом для противостояния менеджмента и крупного акционера, немецкой компании RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft, представляющего интересы Дмитрия Фирташа (группа «РосУкрЭнерго»).



Напомним, что СП «ЗАО «Крымский титан» было создано в 2004 г. на базе ГАК «Титан», 100% акций которого находятся в управлении Фонда госимущества. В совместном предприятии за государством был закреплен контрольный пакет 50%+1 акция через ГАК «Титан», а немецкой компании – 50%-1 акция. Кроме того, в аренду СП были переданы Вольногорский и Иршанский ГОКи, добывающие ильменитовый и рутиловый концентрат и обеспечивающие сырьем значительную часть евразийского континента.



Таким образом, группе «РосУкрЭнерго» удалось закрепиться на достаточно привлекательном объекте. Однако, в 2005-06 г. усилить свой контроль над предприятием не получилось. Более того, постоянно приходилось отстаивать в судах право на аренду ГОКов. Тем не менее, в 2007 г. с укреплением позиций в Украине ФПГ начала активно подминать под себя различные объекты, в том числе и в химпроме.



Естественно, что, чувствуя то ли лояльность, то ли «нейтралитет» со стороны правительства, группа захотела поменять менеджмент крымского прежприятия на более лояльный к себе. Пиком противостояния стал май, когда в СМИ было растиражировано заявление трудового коллектива завода с обращением к правительству недопустить увольнение Е.Дмитриева и вмешаться в бездействие ФГИ. На самом деле Фонд выжидал решения Кабмина, который мог его принять только после разрешения политического кризиса.



Как только стало известно, что будут досрочные выборы в парламент, на ближайшем собрании акционеров был переизбран топ-менеджмент «Крымского титана». Председателем правления ЗАО был назначен Александр Нечаев вместо Е.Дмитриева. Стоит отметить, что А.Нечаев занимал пост коммерческого директора «Крымского Титана», а ранее работал на аналогичной должности на Крымском содовом заводе (также принадлежит Д.Фирташу).



Что характерно, за день до собрания акционеров RSJ Erste обратилось с открытым письмом к премьер-министру Виктору Януковичу, в котором клеймило текущий менеджмент «Крымского титана». В частности, продукция завода реализовывалась через родственные руководству фирмы, закупки матценностей проходили непрозрачно. Более того, отчет ревкомиссии был сфальсифицирован правлением. В общем, все свелось к тому, что Е.Дмитриева необходимо отстранить от занимаемой должности, что собственно произошло на следующий день.



Отметим, что доподлинно неизвестно, кто в правительстве принимал решение по «Крымскому титану». Напомним, что вице-премьер Андрей Клюев был активным лоббистом создания госхолдинга в титановой отрасли, в который должно было входить крымское предприятие. Впрочем, в Кабмине существуют различные группы влияния, которые могли принести в жертву стратегический объект за лояльность влиятельной «газовой» группы «РосУкрЭнерго», особенно в канун досрочных выборов.



Таким образом, судя по всему, государство лишилось возможности создать вертикально–интегрированную компанию в титановой отрасли, которая по потенциалу могла бы стать одним из ведущих игроков рынка в мировом масштабе. Необходимо сказать, что этой надеждой пришлось расстаться, когда в Стратегии развития отечественного цветмета, разработанной Минпромполитики, не было сказано ни слова о госхолдинге.



Отдав фактически за бесплатно, по крайней мере, официально, сырьевую базу для титановых предприятий, идея государственного концерна лишается смысла. В то же время, у Дмитрия Фирташа, контролирующего ГОКи, появляется возможность шантажировать предприятия, работающие на его руде. Таким образом, группа «РосУкрЭнерго» может начать «подминать» под себя титановую отрасль страны, формируя при этом базу для своего собственного холдинга в Украине, в который в перспективе можно будет включить подконтрольные ему химпредприятия в Эстонии и Таджикистане.