Кабмин утвердил бюджет достройки глубоководного канала «Дунай-Черное море», размер которого вырос по сравнению с проектной цифрой на 36% или почти на 200 млн. грн. Подобное финансирование напоминает «предвыборные» проекты Минтранссвязи 2004 года.
История многострадального строительства глубоководного судового хода (ГСХ) в украинской части дельты Дуная, похоже, действительно выходит на завершающий этап. Напомним, что сооружение канала изначально планировалось в два этапа. На первом было необходимо довести глубины до 5,5 м, ширину по дну до 66 м, плюс начать строительство защитной дамбы длиной 800 м. Сейчас работы первой очереди приближаются к финишу. На втором этапе планируется углубить канал до 8 м, и расширить до 92 м. Общая стоимость проекта оценивалась в 345 млн. грн. Ежегодные эксплуатационные расходы планировались на уровне – $1,2 млн.
С 18 апреля 2007 г. ГСХ возобновил работу в экспериментальном режиме. 22 мая было официально объявлена проходная осадка судов – 5 м. За не полных два месяца по нему прошло более сотни судов, в т.ч. и иностранных.
Привлекательность украинского канала очевидна. Только один проход судна, туда и обратно, через румынскую Сулину обходится судовладельцам в $6-10 тыс. Стоимость прохода через украинский канал приблизительно на 40% дешевле. Кроме того, в отличие от румынских ГСХ, движение на отечественном круглосуточное и двустороннее.
Свою заинтересованность в судоходном канале в украинской части дельты реки высказывают и россияне. «Украина должна обеспечить возможность прохождения по Дунаю судов большой грузоподъемности в рамках создания еще одного транспортного коридора между Каспийским и Черным морем», – заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин. По его словам, сейчас планируется строительство второй нитки Волго-Донского канала для дальнейшей транспортировки грузов в Европу через гирло Быстрое.
В целом же, сегодня суммарный грузопоток дунайских портов Румынии, Болгарии, Украины Сербии, Австрии и Хорватии оценивается в 45 млн. т. По оценкам специалистов, канал вместе с украинскими портами ежегодно может приносить $50 млн.
Естественно, что полноценное финансирование достройки канала становится насущной необходимостью. 30 мая Кабмин утвердил разработанный Минтрассвязи проект «полного развития» судового хода через гирло Быстрое. Согласно этому документу, общая бюджетная стоимость строительства должна составить 543,4 млн. грн. Стоит обратить внимание, что сумма увеличилась по сравнению с проектной на 198,5 млн. грн., а это почти на 36%. Даже если учесть что расчеты проводились в конце 90-х гг. и то, что на реализацию первой очереди на 1 января 2007 г. уже потрачено 125,75 млн. грн. такой «зазор» выглядит достаточно солидным.
При этом на строительно-монтажные работы запланировано 367,7 млн. грн., на «оборудование и инвентарь» 2,7 млн. грн., а вот на «другие затраты» Минтранссвязи получит 172,9 млн. грн. Любопытный дисбаланс, особенно если учесть, что в титуле эти затраты отдельно не расписаны.
Впрочем, возможен, вариант, что эти средства будут направлены на решение экологических проблем, сопутствующих строительству канала и смягчению информационных атак со стороны Румынии, которая всегда противилась попыткам строительства канала в украинской части дельты Дуная.
Эксплуатируя три и строя четвертый канал, а также активно развивая промышленность в заповедной зоне Дунайского биосферного заповедника, Бухарест, тем не менее, продолжает обвинять Украину во «вторжении» строителей на природоохраняемую территорию и соответственно в нарушении Рамсарской конвенции. Кстати, очередная 9-я конференция участников Рамсарской конвенции состоится в ноябре и вероятно румыны в очередной раз поднимут шум вокруг строительства украинского канала.
Но не менее любопытно выглядят подобные сметы накануне досрочных выборов в парламент. Особенно если вспомнить известный скандал вокруг т.н. «аэрофотосъемок» в 2004 г. Напомним, что по распоряжению тогдашнего министра транспорта Приднепровская железная дорога выплатила фиктивной авиакомпании аванс в сумме 45 млн. грн. на якобы проведение аэрофотосъемок. Работы естественно выполнены не были, местонахождение «авиакомпании» не установлено, а выплаченный аванс до сих пор числится как сомнительный на балансе железной дороги.
Или знаменитое строительство автобана Киев-Одесса, который тоже тогда торжественно «открывали» и не могут достроить до сих пор. Куда делись средства выделенные Минтранссвязи, на «ударную» стройку так доподлинно и не выяснили, но то что часть этих средств были направлены на финансирование предвыборной компании одного из кандидатов в президенты не вызывает сомнения. Похоже, что Минтранссвязи опять пытаются использовать по шаблону 2004 г.