Государственные холдинги: в розницу дешевле

Share


Запрет на создание государственных холдингов в некоторых отраслях экономики, в том числе ЖКХ, ТЕКе и телекоммуникациях свидетельствует о том, что Кабмин готовится к разделу сфер влияния. Часть объектов будут приватизированы, остальные отданы на откуп чиновникам.



В середине мая своим постановлением № 709 Кабинет Министров Украины запретил создание холдинговых компаний в нескольких достаточно важных отраслях национальной экономики. К списку «избранных» попали ювелирная промышленность, услуги по проведению работ из землеустройства и оценки земель, жилищно-коммунальное хозяйство, телекоммуникации, и топливно-энергетической комплекс, за исключением предприятий угольной и атомной промышленности.



Постановление формально принято на выполнение требований Хозяйственного кодекса и Закона «О холдинговых компаниях в Украине», которые дают право правительству самому определять в каких отраслях нужна государственная монополия, а в каких нет. Однако, если руководствоваться этой логикой, то подобный нормативно-правовой документ должен был появиться на свет еще несколько лет тому назад, сразу после того, как вступил в силу Хозяйственный кодекс. То, что список появился именно сейчас, в канун масштабной приватизация (в том числе «Укртелеком»), переделом собственности в ТЭКе и начала реформ в ЖКХ, дает основания подозревать, что правительство преследует латентные дополнительные цели. Также беспокоит тот факт, что это право может использоваться Кабмином с целью коррекции процесса приватизации.



В экономически развитых странах борьба правительства с холдинговыми компаниями тождественна борьбе за конкурентную среду, и стремлению к монополизму. Создание и деятельность таких компаний сильно ограничены, или, вообще, запрещены (например, в Японии). В Украине холдинговые компании были своеобразным переходным этапом для государственной власти, которая уже не могла руководить экономикой административными методами, но еще не научилась использовать рыночные инструменты. Стремясь держать целые отрасли под контролем, государство в 90-ые годы благодаря имущественным отношениям выстраивало административную вертикаль. Холдинги были промежуточным звеном между публичной властью и государственными предприятиями. “Украинская” специфика заключалась в том, что каждый из них включал большое количество предприятий, иногда целую отрасль. Таким образом, несколько десятков компаний контролировали большую часть экономики страны.



Отсюда вытекали и основные угрозы для государства. Если она теряет контроль над осевым предприятием, то фактически из-под ее контроля выходят десятки хозяйственных объектов. Достаточно часто создание холдингов было инструментом теневой приватизации.



Самые слабые позиции в Кабмина на сегодняшний день в топливно-энергетическом комплексе. Созданная таким образом государственная компания «Укрнефть», которая консолидировала практически всю добычу нефти, сейчас практически недосягаемая для правительства. Имея лишь лояльный топ менеджмент одной компании, финансово-промышленная группа «Приват» контролирует всю отрасль. Кстати, как утверждает ряд специалистов, правительственное постановление, направленно именно против оппозиционной бизнес группы. На данный момент все еще действует указ президента, согласно которому в уставной фонд «Укрнефти» должны быть переданы пакеты акций еще нескольких крупных предприятий нефтяной промышленности, в том числе два нефтеперерабатывающих заводы, а также около 500 АЗС. Однако правительственное постановление делает передачу невозможной.



Кроме этого, Кабмин волнуется и о «УкрГаз-энерго», которая лишь формально является государственной. Она уже начинает выстраивать вертикально замкнутую компанию, и в ближайшее время может превратиться в энергетического монстра, который будет проводником зарубежных политических и экономических интересов в Украине. Кстати, первым сигналом, что ситуация развивается именно в этом русле стало обращение Федерация металлургов Украины к правительству и антимонопольному комитету с просьбой срочно принять необходимые меры относительно недопущения роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий до конца 2007 года. Поводом для обращения стало одностороннее увеличение цены на газ для металлургических предприятий со стороны единственного поставщика импортированного газа в Украину – «УкрГаз-энерго».



Исключения в ТЕКе, сделаны правительством для угольной и атомной энергетики объясняются спецификой организации бизнеса. Эти отрасли экономики очень капиталоемкие, поэтому нуждаются в концентрации производства и финансов в рамках холдинговых компаний. Так, в атомной энергетике вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев продолжает выстраивать «Укратомопром», потому запрещение на создание холдингов могло бы  свести на нет все его усилия. Относительно угольной промышленности, отрасль, скорее всего ожидает приватизация отдельных объектов.



Стоит отметить, что правительственное постановление также запрещает естественным монополиям интегрировать обычные компании, которые действуют на конкурентном рынке. Эксперты отмечают, что этот пункт очень важный. Пагубность подобной практики можно наглядно проследить в России, где несколько государственных монополий продолжают захватывать наиболее привлекательные предприятия экономики. Например, «Рособоронэкспорт», который занимается экспортом оружия, в 2005 году присоединил мощнейшую автомобилестроительную компанию АВТОВАЗ, которая впоследствии вошла в стадию стагнации.



Эксперты констатируют, что правительственное постановление будет способствовать «эффективной» приватизации. Поскольку желающих принять участие в распродаже государственных активов достаточно много, то является рациональным выставлять на продажу несколько небольших предприятий, а не один мощный холдинг, чтобы все остались довольными. так, например, в ювелирной промышленности, доминирующие позиции, сейчас занимают четыре предприятия, которое демонстрируют достаточно привлекательную рентабельность. Для того, чтобы получить от их продажи максимальные дивиденды, и при этом удовлетворить большинство лояльных бизнес-групп, логично дать каждой по одному объекту, а не все в одни руки.



Однако, как показывает практика, уже созданные холдинги являются достаточно мощными силами, и сами способны оказывать влияние на политическом уровне, тормозя собственную приватизацию. Показательными являются примеры НАК «Нафтогаз Украины» и НАК «Энергетическая компания Украины». Планировалось, что после корпоративизации, их можно будет по частям продавать. Однако, они сумели не только притормозить распродажу активов отрасли, но и перетянуть под свой контроль другие объекты.



Запрещение на создание мощных объединений в ЖКХ говорит, скорее, о том, что правительство сделало ставку на приватизацию в данной сфере. Естественно, что учитывая интересы инвесторов, нужно выставлять отдельные привлекательные предприятия, а не холдинги, которые обросли банкротами и нерентабельными активами.



Достаточно неожиданным в списке секторов экономики, где не могут быть созданы холдинги, попали телекоммуникации. По всей видимости, правительственное постановление призвано облегчить наиболее «проправительственному» олигарху Ренату Ахметову приобрести «Укртелеком». Постановление дает юридические основания для реструктуризации компании. Это позволит разбить ее на несколько подразделений, например стационарную связь, мобильную связь и интернет. Это, во-первых, удешевит активы, а во-вторых, создает поле для торгов и компромиссов.