Рудьковский пугает порты

Share


Предприятия совместной деятельности в морских торговых портах объявлены «вне закона». Минтранссвязи и ФГИ готовятся к пересмотру договоров с частными операторами. Впрочем, новые инициативы чиновников в очередной раз могут оказаться лишь декларациями.



На прошлой неделе министр транспорта и связи Николай Рудьковский и глава Фонда госимущества Валентина Семенюк заявили, что намерены пересмотреть договора работы частных операторов в большинстве МТП Украины. В ходе специального совещания транспортников и руководства ФГИ 25 предприятиям совместной деятельности был предъявлен ультиматум: либо будут заключены мировые соглашения и пересмотрены условия инвестиционных соглашений, либо Фонд и Минтрансвязи начнут чинить препятствия такими предприятиям в их деятельности, а самое главное будут совместно подавать иски в суды.



Как отметила Валентина Семенюк, порты – это предприятия, которые в соответствии с законом не могут быть приватизированы, «а значит, что когда были заключены соглашения о совместной деятельности, произошло нарушение законодательства, потому что в соответствии с хозяйственным кодексом совместная деятельность приводит к тому, что имущество делится пропорционально имущественному взносу частного сектора и государства».



«Ни один договор о совместной деятельности не был согласован с ФГИУ», – отметила В.Семенюк и добавила, что даже рецензий на оценку передачи имущества на эту деятельность Фонд не давал.



Как отметил Н.Рудьковский, если владельцы не изменят условия инвестдеятельности этих предприятий, то договоры будут разорваны, поскольку, по его словам, во многих случаях совместная деятельность является «скрытой формой приватизации». По его мнению, речь идет, в первую очередь, об объектах в Николаевском, Одесском, Илличевском портах, «которые можно оценить в десятки и сотни миллионов гривен». При этом министр добавил, что каждый из портов имеет достаточно средств, чтобы вернуть их инвесторам в случае разрыва соглашений.



В то же время, ни министр, ни глава ФГИ так и не назвали конкретные предприятия, чья деятельность стала предметом разбирательства. По словам В.Семенюк, соответствующий протокол с перечислением всех обязательств инвесторов по урегулированию споров только готовится.



Это уже не первая атака на частных операторов в портах. Первым данную тактику применил экс-министр транспорта Георгий Кирпа. В 2003 г. он раскритиковал ситуацию с ПСД в Одесском порту. Придя в прошлом году в министерство, Н.Рудьковский не изменил традициям.



Недовольство министра вызвали слишком малые доходы от ПСД. На первом же совещании с активом морской отрасли в Ильичевске он раскритиковал руководства Ильичевского порта и снял его начальника. Далее настала очередь руководителей Херсонского и Николаевского портов. Среди формальных претензий – снижение доходов государства от совместной деятельности.



В первую очередь досталось широко разрекламированному при экс-министре транспорта Евгении Червоненко контейнерному проекту – «Укртрансконтейнер» (УТК) совместно с российской «Национальной контейнерной компанией» (учредителями НКК являются ЗАО «Северстальальянс» и First Quantum, которым принадлежит по 50% акций компании).



Предполагалось, что инвестор вложит в строительство перевалочных мощностей $500 млн. Комплекс к 2015 г. сможет переваливать до 4 млн. контейнеров в год. Кроме того, за счет того, что НКК является крупнейшим в РФ оператором контейнерных терминалов в Ильичевск будут привлечены крупные транзитные грузопотоки.



Однако при создании ПСД, по мнению Н.Рудьковского, были допущены серьезные нарушения. Так, во время ильичевского совещания эксперты Минтранссвязи заявляли, что при передаче госимущества в управление СП его оценивали по остаточной стоимости, а не по фактической. В результате, взнос государства в контейнерный проект составил 78,4 млн. грн., т.е. 20% акций предприятия, на самом же деле имущество стоит 156,6 млн. грн. и доля государства должна быть оценена как минимум в 80%. Если учесть, что за I полугодие компания УТК получила 87 млн. грн. доходов, расходы составили 50,9 млн. грн., то ильичевский порт, по расчетам министра, недополучил порядка 32 млн. грн. дохода.




В результате такой деятельности уже по итогам 2006 г. чистая прибыль порта составила 1,1 млн. грн, против 39,4 млн. грн. в 2005 г. Раскритиковав ситуацию в порту и сменив начальника, Н.Рудьковский на этом не успокоился. В феврале 2007 г. Минтранссвязи подало иск в Одесский хозяйственный суд с требованием разорвать договор о совместной деятельности между Ильичевским международным торговым портом и дочерним предприятием российской «Национальной контейнерной компании» – «Укртрансконтейнер». 4 апреля данный иск суд отклонил. Сейчас министерство готовиться оспорить судебное решение.


В Херсоне и Николаеве ситуация была несколько иная. Там дошло даже до силового противостояния. Представители стивидорной компании «Херсонский морской терминал» при помощи решения суда смогли захватить судно «Килия», принадлежащее порту, после чего ситуация развивалась по классической рейдерской схеме. Порт государство отстояло, но до сих пор продолжаются судебные разбирательства. Нечто подобное происходит и в Николаеве, где противостояние происходит с «Южной стивидорной компанией».



Комментируя ситуацию с ПСД, эксперты считают ее типичной PR-акцией социалистов, которые стараются максимально использовать информационные поводы для привлечения внимания общественности накануне выборов. Ведь по сути ситуация с частниками так и не была решена с осени прошлого года. Единственный плюс в том, что ФГИ, наконец, смог наладить учет госимущества, переданного в аренду и установил контроль над поступлением доходов от его аренды. Соответствующая совместная с Минтранссвязи система уже создана и должна заработать в ближайшее время.