Рынок ЖРС: Индия провоцирует рост

Share


После нескольких лет роста цен железной руды большинство мировых аналитических агентств предполагало, что вскоре начнется период удешевления. Однако, нарушение баланса на глобальном рынке, вызванное торговой политикой Индии, вынуждает экспертов говорить о 10%-ном повышении цен на руду с 2008 г.



Изучая конкурентоспособность 55 ведущих мировых меткомпаний, эксперты Integer Research пришли к выводу, что наиболее рентабельными являются металлурги России, Бразилии и Индии. Китайские же метпредприятия чрезвычайно зависимы от растущих цен на сырьевые материалы. В наиболее выигрышном положении находятся меткомпании, имеющие возможность производить дешевые слябы или полуфабрикаты. Десятка комбинатов с максимальной прибыльностью расположена в регионах с месторождениями железной руды и/или угля.



Если раньше металлурги покупали руду, кокс, лом по стабильно доступным ценам, то после 2004-05 гг. стоимость сырья выросла в среднем на 80%. Стремительное подорожание выдвинуло на первый план необходимость вертикальной интеграции с целью обеспечения поставок недорогой руды, кокса и других компонентов производства.



Например, проблема обеспечения рудой метпредприятий Германии обсуждается на высшем правительственном уровне. Канцлер страны Ангела Меркель, принимавшая участие в работе съезда Федерального союза германской промышленности по сырьевым проблемам, призвала компании приобретать горнорудные активы за рубежом. Промышленным предприятиям ФРГ на фоне растущих цен на сырье и отсутствии собственных его месторождений становится сложнее конкурировать с металлургами из Китая и Индии.



Немецкое правительство обещает поддержать зарубежную экспансию собственных компаний как политическими, так и экономическими мерами. Новая сырьевая стратегия просто необходима в связи с действиями других стран, которые уже давно работают на обеспечение своих потребностей в сырье по разумным ценам. В правительстве ФРГ будет создан специальный межотраслевой комитет по сырью, в задачи которого войдут активизация разведки полезных ископаемых в Европе, исследования в области создания новых альтернативных материалов и изучение перспектив участия германских компаний в горнорудных проектах по всему миру.



На поддержку германских компаний в их зарубежных «исканиях» правительство выделит ?17 млрд. Страна надеется на улучшение эффективности сырьевой сферы, но не поздно ли в ФРГ озаботились поисками «незанятых» перспективных активов? Даже не верится, что от «бдительного ока» китайских меткомпаний укрылись хоть какие-то железорудные месторождения. Австралийская Fortescue Metals Group только планирует начать добычу руды в апреле 2008 г., а весь объем добычи с первой очереди проекта уже реализован, конечно же, китайским компаниям – Wuhan Steel и Baosteel. Контракты подписаны на 10 лет, но при реализации FMG планов расширения мощностей, оговоренные объемы поставок будут увеличиваться.



Активный переход металлургов КНР на поставки руды по долгосрочным контрактам спровоцирован решением правительства Индии о введении пошлины на экспорт руды с 1 марта 2007 г. Если раньше договора с австралийскими и бразильскими производителями сырья заключали только крупнейшие меткомпании Китая, а более мелкие довольствовались закупкой индийского сырья на спотовом рынке, то сейчас и компании второго дивизиона намерены получать гарантированные объемы руды по стабильной в течение года цены.



Бразильский гигант CVRD подписал контракт на поставку руды в 2007-11 гг. с небольшим китайским предприятием XingXing Pipes. Пример CVRD, по мнению участников рынка, привлечет внимание других крупных рудных компаний к сотрудничеству со средними и мелкими меткомпаниями КНР. Тем более что для этого наступило самое удачное время. Подорожавшую из-за пошлины индийскую руду китайские компании принципиально отказались закупать. Ассоциация чугуна и стали Китая (CISA) на официальном уровне предложила местным сталеварам план по полной замене индийского сырья. Планом предусматривается:



1.Расширение собственного производства руды


Китайское министерство земли и земельных ресурсов считает, что доказанные железорудные запасы составляют 59,39 млрд. т. Среднее содержание железа в местных рудах оценивается в 30-35%. Многие месторождения из-за низкого качества руды даже не осваиваются, однако некоторые могут быть пригодны для использования в производстве чугуна и стали. Сейчас ежегодная добыча руды составляет около 450 млн. т. Помимо увеличения добычи, китайские металлурги работают над поиском новым методов обогащения местных руд.



2. Более активный поиск альтернативных поставщиков


Китайские меткомпании получают руду не только у признанных лидеров рынка. Растущие потребности металлургии КНР в руде стимулируют развитие отрасли в различных регионах мира. Приведенные ниже данные за январь–февраль 2007 г. дают представление о широкой географии китайского импорта.



Импорт ЖРС в Китай в январе-феврале 2006-07 гг., млн. т


















































































































страна


Янв.-февр.’06


Янв.-февр. ’07


%, изм.


Всего


51,4


64,6


25,6%


Австралия


21,2


26,4


24,7%


Индия


11,6


14


20,7%


Бразилия


10,9


13,3


22,3%


Южная Африка


2,1


2,5


12,6%


Канада


1


1,9


92%


Иран


0,3


1


244%


Перу


0,5


0,9


102%


РФ


0,7


0,8


20,4%


Чили


0,3


0,6


124%


Казахстан


0,7


0,6


-18%


Новая Зеландия



0,5



Венесуэла


0,3


0,5


52%


Индонезия


0,3


0,35


28,5%


Мавритания



0,3



Украина


0,235


0,223


-4,9%


Северная Корея


0,16


0,19


15%


Вьетнам


0,23


0.12


-48%


Мексика


0,08


0,06


-17%


Таиланд



0,05



Филиппины


0,41


0,04


-90%



По итогам марта 2007 г. Китай импортировал 35,62 млн. т железной руды, за I квартал импорт составил 100,2 млн. т, что на 23,4% выше результатов аналогичного периода прошлого года. Еще нет данных по объемам импорта из каждой отдельно взятой страны, но можно предположить, что в марте индийской руды стали закупать гораздо меньше.



Чья руда займет место сырья из Индии? Эксперты полагают, что следует ожидать роста отгрузок железорудного сырья из России, Казахстана и Украины, тем более что ГОКи этих стран работают практически на полную мощность. Внутренний спрос на руду в Украине, например, вырос меньше, чем ее производство. По статистике ассоциации «Укррудпром», к концу I квартала на складах украинских производителей ЖРС накопилось около 1,8 млн. т продукции. Покупателей «лишнего» сырья украинские компании ищут на рынках Турции, Европы и протаптывают далекую дорожку в Китай. Именно отсутствие экономических путей транспортировки рудного сырья в Китай и сдерживает проникновение туда украинской руды в КНР.



3. Увеличение закупок у австралийских и бразильских компаний


В 2006 г. Китай импортировал 325 млн. т железной руды, 77,8 млн. т из этого объема на китайский рынок привезла CVRD. Бразильская компания четко видит перспективу своего присутствия на рынке КНР. По прогнозам, в 2007 г. CVRD поставит металлургам Поднебесной около 100 млн. т сырья.



Эта цифра называлась до начала китайского бойкота индийской руды. Возможно, теперь бразильцы смогут увеличить запланированный результат, активизировав подписание договоров с новыми партнерами. У CVRD есть перспектива поставок дополнительных объемов руды, т.к. в текущем году компании намерена повысить добычу железной руды на 14%, до 300 млн. т.



К наращиванию поставок в Китай готовы и другие лидеры рынка. Австралийская BHP Billiton рассчитывает до конца нынешнего года увеличить добычу до 129 млн. т против 109 млн. т по состоянию на начало 2007 г. Дополнительные тоннажи BHP и пойдут в Китай. Rio Tinto к 2009 г. расширит добычу сырья в Австралии до 220 млн. т. Можно было бы и раньше, ресурсы позволяют, но есть проблемы с необходимой инфраструктурой.



А что же Индия? Куда пойдут масштабные запасы местной руды? Обсуждался вариант дифференцированного подхода к вывозу руды в зависимости от ее качества, но власти не сдаются и постоянно отмечают плюсы сокращения экспорта руды для промышленности страны. На этом фоне был даже пересмотрен прогноз производства нерафинированной стали в стране.



Если раньше в Нью-Дели предполагали, что к 2010-2011 гг. индийские мощности по производству стали составят 65 млн. т, теперь же эта цифра выросла до 80 млн. т. Благодаря изменению политики государства в сфере контроля за природными богатствами страны, к 2015–16 гг. металлургии Индии смогут выпустить 120 млн. т нерафинированной стали, а к 2019-20 гг. объем производства может достичь 180 млн. т.



Конечно, сценарий малореальный. Поэтому индийское правительство приняло решение уменьшить экспортные пошлины на низкосортные сорта (менее 62% Fe) железорудной мелочи с 300 рупий/т ($7,3) до 50 рупий/т ($1,21). Экспортные пошлины на высокосортную железорудную мелочь и крупнокусковую руду остаются на уровне 300 рупий/т. Таким образом, тариф на вывоз бедной руды, которую, к слову, экспортируют в меньшей степени, чем богатую, сократится в 6 раз, но это никоим образом не восстанавливает паритет на мировом железорудном рынке.



Индия наращивает выпуск стали, Китай только обещает замедлить рост мощностей, гигантские планы по росту метпроизводств озвучиваются в Ближневосточном регионе, просыпается Иран, грозящий выйти в лидеры мировой металлургии. Активность переживающих (или ожидающих) экономический бум государств и их неизбежная потребность в рудном сырье поддержит высокие цены на него в течение минимум до 2013 г. И рост добывающих мощностей все еще не успевает за увеличением потребления.



На этом фоне многие рыночные аналитики пересмотрели свои предыдущие прогнозы и возможности возникновения избытка руды в 2008 г. уже не видит никто. Следовательно, и цены на ЖРС вновь будут расти. Macquarie Bank, предполагавший падение стоимости руды в 2008 г. на 15%, теперь ждет 10%-ного роста. Citigroup утверждает, что цена вырастет на 7%, хотя раньше прогноз был противоположным – падение на 20%. Credit Suisse Group считает, что в 2008 г. стоимость руды увеличится на 10%, в 2009 г. – на 3,2%. Goldman Sachs прогнозирует рост цен на 5%, Deutsche Bank – на 10%, а UBS – на 10%.