24 апреля в Лондоне президент «Лукойла» Вагит Алекперов сообщил Европе, что она изжила себя как единственный рынок экспорта российской нефти, поэтому львиная доля нефтяных поставок РФ будет переориентирована на восток. Для Украины такой вариант развития событий может закончится снижением загрузки транзитных мощностей, в первую очередь нефтепровода «Одесса-Броды». Теперь же главная проблема заключается не в том, чью нефть по нем качать, а как найти хоть какое-то сырье для поддержания работы.
В средине апреля в интервью польской газете «Дзенник» премьер-министр Украины заявил, что считает невозможной реализацию проекта «Одесса – Броды – Гданск» без привлечения к нему Казахстана. При этом, В.Янукович добавил, что продление нефтепровода к Польше экономически целесообразно лишь при загрузке системы в объеме не менее 16 млн т. нефти в год. Премьер также сообщил, что ключевым моментом для судьбы «Одесса-Броды» станет майская встреча президентов Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины, на которой Киев рассчитывает получить ответ: обладают ли поставщики нефти необходимым объемом сырья для загрузки нефтепровода.
Однако, заранее осознавая, что на Каспии в ближайшем будущем такого количества нефти для Украины не найдется, Янукович попытается привлечь к проекту РФ, заявив, что «нужно договориться также с участниками других таких проектов, в том числе с Россией». «Нужно объяснить, что Россия ничего не потеряет. Она станет участником, и тогда по трубопроводу Одесса – Броды – Гданьск потечет также российская нефть, следовательно, присутствие России на западных рынках еще увеличится».
Интересно, что подобную точку зрения заняла и президентская команда. В частности, Министр иностранных дел А.Яценюк также считает, что «объективным является привлечение к этому проекту всех стран, в частности, Казахстана, которые способны поставлять в Украину соответствующие объемы газа и нефти». «Если в этом проекте нет нефти, то мы можем только черпать воду в Черном море и гнать ее в Броды. Речь идет о следующем – труба как таковая ничего не стоит без объема соответствующего энергоносителя», – обосновал свою точку зрения министр.
Подобные высказывания высших чиновников свидетельствуют о том, что Украина решила не идти на конфронтацию с Москвой, создавая альтернативные источники нефти для Европы, а привлечь россиян в качестве возможных партнеров по эксплуатации трубы.
Немногим раннее высказываний Януковича и Яценюка авторитетный эксперт по вопросам энергобезопасности Джон Робертс также заявил, что не верит в возможность реализации проекта «Одесса-Броды» в качестве инструмента демонополизации нефтяного рынка в центральной и восточной Европе. По его словам, в нынешних условиях нефтепровод не может быть успешным без участия в нем России. Он подчеркнул, что проект станет успешным именно из-за того, что российское правительство «сможет закрыть этот трубопровод нефтью».
Напомним, что изначально идея прокладки этого маршрут заключалась в уменьшении гипервлияния северного соседа на восточно-европейский нефтерынок. В 2002-2004 гг. Украина имела не плохие шансы для того, чтобы запустить данный проект, однако в силу объективных глобальных тенденций и неспособности отечественной власти адекватно на них реагировать, эта идея так и не была реализована.
Россия, не желая терять статус, монопольного поставщика нефти, развернула направление маршрута, интегрировав его в свою транспортную систему. С осени 2004 г. нефтепровод используется для прокачки российской нефти в черноморские порты. Привлечением поставщиков нефти для этого маршрута занимается компания «ТНК-ВР Украина». При запуске системы предполагалось, что ежегодно через нефтепровод Одесса-Броды будет транспортироваться не меньше 9 млн. т нефти, что позволить ему выйти на положительную рентабельность. Но по итогам 2006 г. объемы поставок не дотянули даже до 4 млн т. (в 2005 г. прокачка нефти составила 5,7 млн т.).
После избрания президентом Виктора Ющенко, украинская власть снова заговорила о необходимости вернуться к первоначальному варианту эксплуатации нефтепровода. Позитивный сигнал она получила и от своего главного партнера в проекте – Варшавы. В ноябре прошлого года в Киеве был подписан протокол заседания украинско-польской Межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества, в котором подтверждалась готовность к началу практической реализации проекта «Одесса-Броды-Плоцк».
Очень важно, что в этом вопросе две страны сумели заручиться поддержкой со стороны Евросоюза, который пообещал выделить энергетическому сектору Украины в течение 3 лет около 100 млн евро для реализации проекта. Напомним, что как сообщали представители «Укртранснафты» обновленный бизнес-проект нефтепровода уже подготовлен. Согласно ему, объем инвестиций, необходимый для достройки нефтепровода к Плоцку, составляет 550 млн долл., срок реализации – 2,5-3 года, окупаемость – около 10 лет.
Однако, даже если продолжение украинской трубы в Польщу будет сорвано, Киев может рассмотреть другие варианты. В частности, проблемы с поставками российской нефти в Беларусь, вынудило Минск искать новые источники сырья для собственных НПЗ. Однако у А.Лукашенко не слишком много вариантов. Сейчас он делает ставку на разработку нефтяных месторождений в Венесуэле, сырье с которых будет транспортироваться танкерами в балтийские порты, откуда железнодорожным транспортом будет поставляться в Беларусь. Минск также предложил Киеву продлить «Одесса-Броды» к белорусским НПЗ. Учитывая, что первый маршрут является очень затратным, украинская труба вполне может конкурировать с ним. По всей видимости, этот вариант будет также рассмотрен на майской встрече президентов.
Помимо этого, неоднократно рассматривался вариант строительства нового НПЗ в Бродах. К слову, о своем желание иметь собственные нефтеперерабатывающие заводы в Украине неоднократно заявляли Азербайджан и Казахстан. Данный проект не является таким уж нереальным, особенно если принятый в апреле закон, освобождающей от уплаты импортной пошлины и НДС оборудования для украинских НПЗ, будет окончательно одобрен.
Таким образом, Украина имеет несколько вариантов загрузки «Одесса-Броды». Однако, также стоит учитывать, что со времени окончания строительства нефтепровода, существенно изменилась энергетическая карта Евразии.
Во-первых, за это время был введен в строй нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), строительство которого обошлось в 3,2 млрд. долл. Работы длились с 2003 по 2005 г., то есть уже после того, как «Одесса-Броды» был готов к эксплуатации, что свидетельствует о том, что украинская власть откровенно проиграла борьбу за транзит азербайджанской нефть. Пропускная способность БТД составляет 50 млн. т. нефти в год, а добыча в Азербайджане в 2006-м г. составила только 30 млн. т., минус 6 млн. т. внутренней потребности. Естественно, что для украинского нефтепровода «Одесса-Броды» сырья не хватает.
Во-вторых, казахская нефть, которой в 2006 г.было добыто 64,8 млн. т. и которая также могла наполнить украинский нефтепровод, потекла в КНР. Китайцы в отличие от украинцев достаточно оперативно решают вопросы, особенно в энергетической сфере. За 15 месяцев с сентября 2004 г. по декабрь 2005, они построили прямой нефтепровод Атасу — Алашанькоу, который соединил казахские месторождения и китайских потребителей нефти. Планируется, что уже в следующем году объемы транспортировки нефти могут возрасти до 50 млн. т. в год.
Таким образом, Украина в ближайшем будущем вряд ли может рассчитывать на достаточный объем каспийской нефти. Примечательно, что оба нефтепровода, и БТД, и «Атасу – Алашанькоу» были построены во время, когда Украина все еще раздумывала каким образом ей использовать уже готовый маршрут. В данном контексте, у Киева действительно нет другого выхода, как привлекать к проекту российские компании, по крайней мере, пока Казахстан и Азербайджан не нарастят добычу углеводородного сырья.
Однако, это может оказаться не так уж просто. Если до последнего времени Украина пыталась бороться с монополизмом поставок российской нефти, то теперь за нее еще надо побороться Россия решительно настроена построить нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан.. Это приведет к переориентации экспорта на восток, от чего пострадает, прежде всего, загруженность украинской нефтетранспортной системы.
Помимо этого, Москва начала строительство нефтепровода Бургас-Александрополис, который является прямым конкурентом «Одесса-Броды». Дело в том, что украинская труба сейчас используется россиянами для обхода турецких проливов Босфор и Дарданеллы, которые сейчас перегружен. Аналогичную функцию будет выполнять и Бургас-Александрополис. К слову, строительный консорциум возглавляет та же ТНК-ВР. Симптоматично, что представители компании в последнее время неоднократно заявляли, что готовы отказаться от управления украинской трубы.
Таким образом, касательно эксплуатации «Одесса-Броды» в Украине утвердился определенный консенсус. Сегодня стоит говорить не столько о создании альтернативного маршрута поставок нефти в Европу, сколько о необходимости его загрузки любой нефтью. Однако, данный подход требует деполитизации споров относительно его работы, а также привлечения к нему России, против гегемонии которой он собственно и был направлен.