Украинский рынок нефтепродуктов: Кабмин сменил ориентацию

Share

В Украине снова дорожает бензин и дизельное топливо. Вместо того, чтобы отстаивать интересы украинских потребителей, правительство заняло позицию производителей и трейдеров, деятельность которых АМК неоднократно классифицировал как картельный сговор.



Всего за несколько дней цены на топливо в некоторых областях выросли на 10-14%. «Лидерами» роста стали Киев и Донецк, на заправках которых бензин А-95 продавали по 4,00-4,05 грн./л. Нынешний рост цен на нефтепродукты немного запоздал. Как правило, ценовые волны на национальном рынке нефтепродуктов происходят дважды – в марте и августе. В это время, когда в связи с активизацией агросектора экономики, спрос на бензин и диз. топливо достигает годичного максимума, поставщики продукции резко и единогласно начинают подымать цены. Формально, скачек стоимости топлива объяснялся регулярным повышением экспортной пошлины на нефть со стороны РФ, который продолжался на протяжении последних двух с половиной лет вплоть до конца 2006 г. и высокими ценами на нефть на мировых рынках. К слову, второй довод является достаточно спорным, поскольку украинские НПЗ в производственном процессе используют исключительно российскую и украинскую нефть, стоимость которых от мировых цен зависит очень опосредовано.



Нынешнее же повышение происходит на фоне существенного снижения Россией экспортной пошлины на нефть. Напомним, что с 1 апреля пошлина была уменьшена с $179.7 до $156.4 за тонну. В прошлом году на пике рекордной стоимости “черного золота” на западных биржах, российская нефть облагалась пошлиной в $240 за тонну. Более того, попытка создать искусственный дефицит со стороны российских компаний, не имела успеха. За предыдущие два года россияне закрыли два завода, и почти на половину сократили поставки нефти. Некоторые аналитики это связали с сознательной энергетической блокадой Кремлем оранжевой власти, однако ситуация не изменилась даже после прихода В.Януковича. В 2006 г. поставки нефти на украинские НПЗ сократились на 21,8% по сравнению с 2005 г. – до 13,4 млн. тонн. В I квартале этого года, по оперативным данным, поставки сырья уменьшились еще на 5,6%, это при том, что переработка украинской нефти увеличилась на 7,1%.



Однако образовавшийся дефицит нефтепродуктов удалось компенсировать за счет наращивания импорта. За первые три месяца Украина увеличила ввоз бензинов на 78,8% – до 259 тыс. тонн., диз. топлива – на 64,6% – до 565 тыс. тонн. Баланс импорта и продукции собственного производства, который на 80% контролируется российскими компаниями, должен был бы сформировать рыночные предпосылки для регулирования рынка. Однако главным препятствием для этого является то, что подавляющий объем импортируемых нефтепродуктов завозится с НПЗ Беларуси, России и Румынии, контролируемых теми же российскими компаниями. Более того, основные трейдеры, которые поставляют топливо иностранного производства, также неоднократно были уличены в картельном сговоре. Эксперты склонны полагать, что российские компании совместно с группой Приват на данный момент доминируют не только внутри страны, но и контролируют поставки импорта, что естественно снижает потенциал рыночных механизмов стабилизации рынка.



Еще одним аргументом, который нефтяные компании часто приводят в качестве аргумента объективности роста цен заключается в том, что европейская стоимость бензина является выше внутриукраинской. Однако, стоит отметить, подобные примеры – это банальное перекручивание фактов. Качество «западного» бензина не сравнимо, с качеством украинского. Помимо этого, ЕС и США несут существенные транспортные издержки по доставке нефти на свои НПЗ. К тому же, в структуру стоимости бензина очень часто закладываются акцизы или налоги, направленные на сокращение потребления низкокачественной и эколочески-опасной продукции. В данном контексте сравнивать ценовые параметры украинского и западного бензина экономически некорректно.



Таким образом, объективных причин для резкого повышение цен на ГСМ нет. По всей видимости, в основе ценного скачка лежат другие факторы. Например, желание производителей напомнить украинским властям о взятых на себя перед ними обязательствах в прошлом году. Напомним, что в августе 2006 г. правительство Украины подписало меморандум с собственниками НПЗ и АЗС об обеспечении поставок нефтепродуктов на украинский рынок. В частности, речь шла о возвращении практики взимания пошлины при импорте нефтепродуктов в Украину. Кроме того, правительство обязалось способствовать решению вопросов снижения тарифов на транспортировку темных нефтепродуктов по железной дороге на экспорт, а также ввести налоговые преференции при поставках оборудования для модернизации НПЗ (снижение пошлин и НДС). За прошедшие полгода со стороны Кабмина не было сделано практически ничего, в то время как нефтяные компании в это время удерживали оговоренные цены.



В нынешней же ситуации правительство почему–то решило занять сторону поставщиков и производителей топлива. Кабмин заявил, что подорожание бензина является обоснованным, и решил пойти на формализацию диалога с нефтяниками путем внедрения индикативных цен, которые формируются на основании мировых цен на нефть и нефтепродукты. Как сказано в распространенном министерством заявлении, «цены на нефтепродукты растут объективно, что связано со стремительным ростом нефтяных котировок на рынке».



Согласно разработанной Минтопэнерго формуле, цена наиболее ходового бензина марки Аи-95 должна составлять 4-4,14 грн за литр, а диз. топлива – не менее 3,52 грн за литр. Естественно, что участники рынка единогласно поддержали выводы министерства.



В данном контексте остается не понятным, почему именно сейчас правительство пошло на столь либеральные меры. Напомним, что в августе 2004 года цены на нефть в мире выросли на 40%, что привело к подорожанию нефтепродуктов на Украине, Кабмин, который тогда возглавлял В.Янукович, путем жесткого администрирования рынка добился сохранения цены на Аи-95 в размере 2,90 грн за литр. В то же время нынешний вице-премьер Николай Азаров, который тогда же занимал аналогичную должность, регулярно собирал совещания с участием нефтяников, на которых в ультимативной форме требовал «выдерживать цену 2,90 грн за литр до конца президентских выборов». К слову, в нынешнем ценовом всплеске, Н.Азаров обвинил президента, который спровоцировал политический кризис.



Одним из возможных вариантов «либерализации» правительственных методов регулирования нефтерынка является желание подтолкнуть президента к принятию непопулярных административных мер. По сообщениям прессы, вопрос о росте цен на бензин и дизтопливо по инициативе секретариата будет вынесен на ближайшее заседание СНБО. Также возможно, что в преддверии досрочных выборов правящая коалиция просто не хочет портить отношение с российским капиталом.



Рост цен на нефтепродукты был прогнозируемым. Однако, как показывает практика, слишком уж открытый произвол на национальном рынке, даже несмотря на влиятельность российского капитала, как правило, пресекается АМК. В данном контексте, задержка во времени, по всей видимости, была связана с отсутствием твердых аргументов, которые могли обосновать такое решение трейдеров и производителей.. Теперь же когда на мировых рынках наблюдается подъем стоимости нефти, позиция будет строится именно вокруг данного фактора. В свою очередь, правительство в очередной раз продемонстрировало свою неспособность системно решать проблемы, руководствуясь текущей электоральной конъюнктурой, а не долгосрочной стратегией.