Быстрая и неожиданная продажа «Лугансктепловоза» российскому «Трансмашхолдингу» вероятно станет началом нового витка судебных разбирательств вокруг предприятия. Сомнительный успех торгов – 292,505 тыс. грн. – едва ли серьезно повлияет на пополнение госбюджета за счет приватизации.
23 марта, было заявлено о том, что состоялся конкурс по продаже 76% акций ОАО «ХК Лугансктепловоз». В открытых торгах, при стартовой цене пакета 292 млн. грн., приняли участие всего две компании из четырех подавших заявки. Это входящие в состав российского «Трансмашхолдинга»: ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод». Победителем конкурса была признана брянская компания.
Украинские предприятия АО «Днепровагонмаш» и ОАО «Марганецкий горно-обогатительный комбинат», относящиеся к группе «Приват», к торгам допущены не были, поскольку их подтверждающие документы не соответствовали условиям конкурса. Другое дело, что сами условия были прописаны именно под российские предприятия. Конкурс по продаже «Лугансктепловоза», тщательно выписанный ФГИ, делали единственным претендентом на это предприятие российского монополиста на рынке железнодорожного машиностроения ЗАО «Трансмашхолдинг». А отсутствие конкуренции, как известно, плохо сказывается на цене объекта, который в таком случае «сдается» покупателю по стоимости, близкой к стартовой. Что собственно и произошло с «Лугансктепловозом», фонду удалось выторговать от стартовой цены пакета всего $100 тыс. (цена двухкомнатной квартиры на окраине Киева).
Пресс-релиз ФГИ о состоявшемся конкурсе больше напоминает победную реляцию с поля боя, чем отчет о продаже контрольного пакета акций предприятия. На радостях пресс-служба фонда, умудрилась ошибиться с датой события и была вынуждена рассылать уточнение – предприятие было продано все-таки 23 марта, а не 22. Однако если вспомнить, что еще в начале марта руководство ФГИ заявляло о возможности продажи «Лугансктепловоза» в ближайшее время и по цене почти на 50% большей от суммы состоявшейся сделки, то поспешность, с какой были проведены торги, может вызвать только удивление. Кстати, в пятницу появились первые комментарии специалистов фондового рынка, в которых речь шла о недооценке акций завода на 30-50% от результата конкурса.
Понимая, что Фонду не избежать критики, за поспешное, и мягко говоря, непрозрачное проведение конкурса ФГИ решила упредить возможную критику. Одновременно с информацией о продаже госпакета акций луганского предприятия, были распространены заявления председателя Фонда Валентины Семенюк и гендиректори предприятия Виктора Быкадорова.
Если гендиректор просто высказал удовлетворение, от предстоящего сотрудничества именно с брянским предприятием, заявив следующее: «Сегодня у нас появилась возможность развиваться. Совместная работа с Брянским машиностроительным заводом даст нам толчок вперед. Наиважнейшее – по условиям конкурса планируется создание новой техники, и это даст нам возможность развиваться». То В. Семенюк, напротив, акцентировала внимание в своем заявлении на судебных разбирательствах вокруг предприятия: «Если бы не было всех этих судебных исков, цена на акции «Лугансктепловоза» была бы значительно выше. А фонд в прошлом году имел бы возможность выполнить план по поступлению средств от приватизации… Но с момента объявления конкурса поступали все новые и новые решения судов о его запрещении, а работники Фонда вынуждены были проводить целые дни в судах, чтобы снять очередной из них». И далее глава ФГИ резко высказалась о позиции УЗ: «… меня просто возмущает позиция государственной «Укрзализныци», которая стала одним из инициаторов судовых исков против конкурса. Она сыграла даже не против Фонда государственного имущества, а против государства, приведя к тому, что акции государственного предприятия были проданы по цене ниже от той, за которую их можно было бы продать в стабильных условиях».
Позиция УЗ действительно может вызвать удивление, но скорее своей непоследовательностью. Пассаж в адрес железнодорожников, председателя ФГИ не совсем корректен, обратите внимание, 13 марта «Укрзализныця» неожиданно отозвала свой иск к Фонду из Хозяйственного суда г. Киева, что собственно и позволило возобновить проведение конкурса. И это притом, что УЗ действительно имеет объективные причины быть недовольной продажей «Лугансктепловоза». В России ЗАО Трансмашхолдинг контролирует практически все железнодорожное машиностроение. Покупка «Лугансктепловоза» является логичным шагом к укреплению позиций этой компании в СНГ и Украине в частности. Монополизация россиянами данного рынка, особенно с учетом возможной покупки РЖД контрольного пакета «Трансмашхолдинга», (руководство РЖД давно заявляет о возможности такой сделки) станет весомым инструментом влияния на все железные дороги СНГ. Естественно, что это беспокоит руководство УЗ, и тем более странным выглядит внезапный отказ от претензий к ФГИ.
Что же касается оптимистического заявления гендиректора завода В. Быкадорова об инвестициях в строительство новых образцов техники, то и здесь дела обстоят не так уж блестяще. Дело в том, что с прошлого года на «Лугансктепловозе» действительно началось новое для предприятия производство электровозов. Но электровоз, собранный в Луганске, является российской разработкой десятилетней давности и способен развивать скорость до 120 км/ч. Для сравнения, Днепропетровский электровоз (ДС-3) разработан три года назад и развивает скорость 160 км/ч. Так что не такие уж новые разработки предлагают осваивать украинским машиностроителям их российские коллеги.
И, наконец, почти сразу после обнародования итогов приватизационного конкурса последовала реакция заинтересованных сторон. Так, зампред правления ПриватБанка Тимур Новиков вчера назвал конкурс «фарсом»: по его словам, условия конкурса предполагали минимальный шаг в размере 2 млн. грн, а Брянский машиностроительный стал победителем с шагом в размере всего 505 тыс. грн. конкурса.
В интервью УНИАН заместитель председателя Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации, народный депутат Александр Бондарь заявил, что продажа госпакета акций «Луганстепловоза» прошла с нарушением специально установленных для этого процедур. Еще никогда в истории приватизации Украины возобновленный после судебных запретов конкурс не проводился без дополнительного объявления о его возобновлении. «Как можно называть проводимый конкурс открытым, да еще с элементами аукциона, если даже потенциальные участники не знали о его проведении», – добавил он.
Таким образом, история с приватизация ОАО «ХК»Лугансктепловоз», длящаяся уже шесть лет, еще не закончена по всей видимости и ФГИ и ЗАО«Трансмашхолдингу» еще придется повоевать с претендентами за лакомый кусочек в украинском машиностроении. Кроме того, буквально на кануне проведения конкурса премьер-министр Виктор Янукович раскритиковал ФГИ за недостаточные поступления денежных средств от приватизации как в прошлом году, так и в нынешнем. Он напомнил, что поступления от продажи госимущества в 2007 г. запланированы на уровне более 10 млрд. грн. В то же время, из запланированных на первый квартал 1,1 млрд. грн. поступлений от приватизации в бюджет перечислено 300 млн. грн., или 26%. И тем не менее, подобные «открытые» аукционы вполне могут стоить руководству ФГИ своих кресел.