Министр транспорта и связи начал осуществление железнодорожной реформы с самой «актуальной» проблемы. 16 марта Николай Рудьковский подписал приказ о переподчинении железнодорожных техникумов своему ведомству, правда содержать учебные заведения по прежнему будет «Укрзализныця».
Любопытно, что основанием этого приказа стали два распоряжения КМУ. Первое «Об утверждении списка предприятий, учреждений и организаций, которые передаются в сферу управления Минтранссвязи» от 28 сентября 2004 г. и второе «Об одобрении Концепции Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта» от 27 декабря 2006 г. Если первое распоряжение относится к периоду первых попыток тогдашнего министра транспорта и гендиректора УЗ Георгия Кирпы получить госбджетное финансирование для ряда учебных заведений отрасли и хоть как-то может служить основанием для данного приказа, то ссылка на второе распоряжение вызывает, по крайней мере, удивление.
Список учебных заведений, которые должна передать «Укрзализныця» включает в себя: Артемовский, Днепропетровский, Киевский, Кременчугский, Львовский, Николаевский, Одесский, Симферопольский, Славянский, Харьковский, Черновецкий техникумы железнодорожного транспорта, Винницкий транспортный колледж и Киевский электромеханический техникум железнодорожного транспорта. То есть практически все учебные заведения, готовящие специалистов среднего звена для УЗ и не перешедшие до сих пор под министерскую юрисдикцию.
На первый взгляд Минтранссвязи сделал благое дело, сняв с «Укрзализныци» часть излишней нагрузки и финансовых расходов, но проблема именно в том, что последний пункт приказа требует от УЗ «обеспечивать осуществления соответствующего финансово-экономического сопровождения деятельности ВУЗов железнодорожной направленности I-II уровней аккредитации». А обеспечение «контроля за деятельностью и соблюдением требованием по качеству подготовки специалистов» возложено на управление кадров министерства. Выходит отвечать за качество подготовки машинистов, специалистов связи, высококвалифицированных рабочих будет Минтранссвязи, а платить по-прежнему железнодорожное ведомство.
В чем же тогда смысл подобного переподчинения? И какое оно имеет отношения к осуществлению реформы железнодорожного транспорта? Судя по всему весьма отдаленное. Напомним, что на первом этапе реформы должна быть сформирована необходимая правовая база, которая обеспечит размежевание хозяйственной деятельности и функций государственного управления в отрасли. В этот же период формируется корпоративная модель управления и создание на базе «Укрзализныци» Государственной акционерной компании «Украинские железные дороги».
Вряд ли оно приведет и к изменению или сокращению штата того, же Управления подготовки, повышения квалификации кадров и социальных вопросов УЗ. Поскольку железнодорожники вряд ли полностью откажутся от контроля за подготовкой кадров для своей отрасли. Все эти события, скорее связаны с необходимостью продемонстрировать активную деятельность министерства по продвижению реформы железнодорожной отрасли.