Владелец ММК им. Ильича Владимир Бойко подталкивает собственников отечественных коксохимов к продаже своих активов. Снизив зависимость мариупольского предприятия от поставок кокса украинских ФПГ, красный директор пытается убедить олигархов «отдать» ему заводы.
У Владимира Бойко постоянные проблемы с обеспечением своего комбината металлургическим сырьем. Но, в отличие от ЖРС, вопрос поставок собственного кокса может быть снят с повестки дня уже в ближайшее время.
В марте Антимонопольный комитет разрешил ММК им. Ильича и «Донецкстали» создать ООО «Ясиновская коксовая компания». Таким образом, сотрудничество Владимира Бойко и Виктора Нусенкиса (группа «Энерго») стало еще более тесным. Напомним, что ММК уже арендует у Ясиновского коксохимического завода две батареи (№5 и №6).
Ранее предполагалось, что Бойко все-таки выкупит «Ясиновку», однако стороны, скорее всего, договорились о контроле коксохима на паритетных началах. Действительно, «Энерго» может поставлять на предприятие дефицитный украинский коксующийся уголь со своей шахты «Красноармейская-Западная №1». А ММК обеспечит сбыт продукции КХЗ в условиях перепроизводства на внутреннем рынке.
Получение оперативного контроля над Ясиновский КХЗ позволит ММК им. Ильича снизить зависимость комбината от другого поставщика кокса – Систем Кэпитал Менеджмент, принадлежащую Ринату Ахметову. До осени прошлого года Ясиновский и Авдеевский коксохимы, а также «Донецккокс» отгружали свою продукцию на мариупольское предприятие (два последних предприятия входят в СКМ).
Однако после того, как в сентябре СКМ повысила цены на кокс на 8-10%, Бойко отказался от закупок кокса на АКХЗ и «Донецккоксе», причем, начал импортировать сырье из России, покупая около 170 тыс. т продукции на «Алтай-коксе». Более того, в январе сего года коксохимики призывали ММК закупить партию кокса на «Баглейкоксе» группы «Приват», однако Бойко не пошел на этот шаг.
Учитывая стагнацию украинской коксохимической отрасли, отказ ММК от эскаэмовского кокса может негативно отразиться на финансовом состоянии коксохимов Ахметова. Напомним, что в прошлом году «Донецккокс» вообще планировали закрыть, но ограничились пока остановкой двух батарей на Рутченковском и Смоляниновском участках. А в 2007 г. остановил коксовую батарею №3 на Рутченковском участке.
На предприятии продолжают работать еще четыре коксобатареи, общая мощность которых составляет 710 тыс. т, что обеспечивает головную боль собственнику. Продукция «Донецккокса» не востребована на рынке, особенно после того, как «Митал Стил Кривой Рог» и ММК им. Ильича отказались от его кокса. Единственный выход – экспорт сырья, однако этот вариант маловероятен, поскольку на мировом рынке китайский кокс является дешевле и качественнее, чем украинский.
По итогам 2006 г. «Метинвест» сократил объемы производства кокса на 3% «за счет снижения потребления сторонними покупателями, не входящими в состав группы» (так говориться в сообщении компании). В этом году ситуация ухудшится: перспектива того, что поставки на «Ильича» не будут производиться в течение 12 месяцев, а не 4-х, как было в 2006 г., вызывает обеспокоенность у СКМ. Поэтому, согласно неофициальной информации, Ахметов нашел компромисс с Бойко, и в 2007 г. на ММК будет отгружено свыше 1 млн. т кокса с АКХЗ.
Стоит отметить, что и без эскаэмовского кокса ММК сможет закрыть баланс по этому сырью. Так, при умелой инвестиционной политике и стабильным поставкам коксующегося угля мощности Ясиновского КХЗ могут быть увеличены до 1,3 млн. т. Также известно, что «Алтай-кокс» может отгружать на мариупольский комбинат 100 тыс. т в месяц, т.е. 1,2 млн. т в год. Общие потребности ММК в коксе составляют порядка 2,5 млн. т сырья. Поэтому очевидно, что Бойко может обойтись без продукции коксохимов Ахметова.
Впрочем, не стоит исключать того, что «Ясиновская коксовая компания» могла быть создана под перспективу приватизации угольных шахт. Напомним, что ранее Бойко проявлял интерес к рудникам, которые добывают как к коксующийся, так и энергетический уголь (для пылеугольного вдувания). В этой связи возобновление сотрудничества ММК и АКХЗ можно расценивать, как получение Бойко протекции со стороны Ахметова по «нужной» приватизации шахт. А после покупки этих активов, Бойко может оказывать давление на собственников украинских коксохимов с целью их приобретения.