Квот новый поворот

Share

Переговоры представителей Украины и ЕС о квотах на отечественный прокат вступают в завершающую стадию, однако ясности, какой именно объем продукции украинские металлурги смогут поставить в объединенную Европу в следующем году, пока нет. Киеву еще предстоит сделать выбор: не ставить преграды на пути экспорта металлолома или довольствоваться маленькой квотой на вывоз стального проката в Европейский Союз. Впрочем, всегда есть другие варианты.


 


В ноябре ожидается подписание соглашения о торговле сталелитейными изделиями на 2004 год, парафированного в июне, согласно которому лимит поставок проката в ЕС-25 в этом году для Украины составляет жалкие 606 тыс. т. Напомним, что ежегодный объем экспорта отечественной продукции черной металлургии только в 10 стран, ставших членами Евросоюза в мае этого года, составил более 800 тыс. т.


 


По словам чиновников, Украина согласилась на эту квоту в большей степени потому, что на 2005 год было обещано ее увеличение до уровня не менее 1 млн. тонн проката. Однако сейчас очевидно, что для получения и этого, казалось бы, гарантированного минимума, нашей стране нужно будет еще очень сильно постараться.


 


Для того чтобы подписать договор с Украиной на 2005 год, Еврокомиссии, прежде всего, необходимо уладить внутренние процедурные моменты со странами-членами Евросоюза, которые пока не предоставляют ей мандат, дающий право вести переговоры. Ожидается, что это случится не позднее декабря, однако никто не может прогнозировать развитие событий точно, поскольку у каждого члена ЕС есть свое мнение по поводу присутствия Украины на европейском стальном рынке.


 


По словам представителя генерального директората Еврокомиссии Роелофа Плейтера, Украина сможет получить квоту на поставку проката в Евросоюз в объеме 1 млн. тонн («чуть больше или чуть меньше»), если оставит пошлину на экспорт металлолома в размере 30 евро за тонну, но при этом не будет никак ограничивать его вывоз за свои пределы, в том числе путем невозмещения налога на добавленную стоимость. Кроме того, Украина также не должна ограничивать вывоз кокса и железорудного сырья.


 


Здесь уже возникают определенные проблемы. Как известно, украинское правительство решило бороться с невозмещением НДС экспортерам металлолома способом, предполагающим узаконить это невозврат. Речь идет о пункте 4 статьи 9 проекта закона «О государственном бюджете Украины на 2005 год», внесенном Кабмином в Верховную Раду,  который предполагает освобождение операций по экспорту лома черных металлов от уплаты налога на добавленную стоимость.


 


Таким образом, экспортерам лома просто не будут возмещать НДС, при том, что уплата этого налога при торговых операциях с ломом в Украине сохраняется. Это означает, что вывозить лом из Украины будет экономически нецелесообразно.


 


То, что Кабмин хочет таким образом переориентировать заготовителей металлолома на внутренний рынок, очевидно, однако Европейская Комиссия в случае претворения этой инициативы в жизнь наверняка захочет скорректировать квоту для Украины в сторону уменьшения. «Это может быть новой проблемой, но мы надеемся, что Верховная Рада примет разумное решение», — прокомментировал ситуацию с проектом бюджета-2005 Р.Плейтер.


 


С экспортом кокса сейчас вроде никаких проблем нет, однако с железорудной рудой существуют определенные трудности. Речь идет о действующем в Украине с июля лицензировании экспорта сырья, которое, вроде бы, правительство собирается отменить. Но пока этого не происходит. Это тоже может повлиять на формирование квоты на 2005 год, причем не в лучшую для Украины сторону.


 


Кроме того, даже если случится чудо, Украина сделает экспорт металлолома свободным и подпишет договор с Еврокомиссией о квоте 1,43 млн. тонн проката в следующем году, нужно вспомнить, что документ в любом случае не будет содержать мораторий на применение антидемпинговых или компенсационных мер – эта позиция была исключена по инициативе ЕС.


 


А это означает, что в любой момент недовольный европейский металлопроизводитель, чувствуя, что ему мешают украинские конкуренты, может инициировать введение ограничительных мер против импорта проката из Украины, а Еврокомиссия, соответственно, может пересмотреть квоту или ввести новые пошлины. «Договор будет действовать на честном слове», — так прокомментировал эту ситуацию управляющий партнер компании «Магистр и партнеры», осуществляющей юридическую поддержку Украины на переговорах с ЕС, Олег Рябоконь.


 


Каким же может быть выход из этой ситуации? Очевидно, что украинские металлурги должны определить для себя, что им более важно – обеспечить гарантированное снабжение своих нужд металлургическим сырьем (ломом черных металлов, железной рудой) или расширить выход своей продукции на рынки Евросоюза, при этом получая дополнительные статьи расходов на сырье.


 


Если на пути вывоза металлолома из Украины не будет никаких преград, металлурги уверены, что он практически весь уйдет в Турцию и Молдову. Для того чтобы этого не произошло, необходимо будет удержать закупочные «ломовые» цены на уровне мировых котировок.


 


Приблизительно такая ситуация наблюдается сейчас – стоимость лома на внутреннем рынке (930-950 гривен за тонну) является почти зеркальным отображением мировых цен за вычетом пошлины 30 евро. Однако в таком случае у сталеваров возникает извечный вопрос – зачем платить больше?


 


С другой стороны, всем известно, что самая действенная защита – это нападение. Украина обладает большими рычагами влияния на Европу, при этом их не использует. В частности, без украинского металлолома Турция (ассоциированный член ЕС) будет чувствовать себя крайне нехорошо, в результате пострадают как ее металлурги, так и их коллеги из Евросоюза, потому что нехватка лома приведет к необходимости коррекции традиционных европейских рынков этого сырья.


 

Еще одним козырем может стать железная руда, которую Украина традиционно поставляет в страны Восточной Европы, ставшие в этом году частью ЕС. Если обрезать этот канал, металлургам Австрии, Чехии, Словакии и Польше станет не до шуток. Поэтому, для того, чтобы добиться для себя нормальной квоты на прокат в следующем году, Украине нужно избрать атакующую тактику, и поставить Евросоюз перед выбором. Каким он будет в таком случае – пусть решат сами европейцы.