Используя непрозрачные схемы, российские ФПГ резко усиливают свое присутствие в украинской экономике. Стимулом для вывода россиянами капитала в другие страны, является политическая неопределенность накануне президентских выборов в РФ. В ближайшее время объектом поглощения может стать Харьковский тракторный завод, которым заинтересовались структуры, подконтрольные Олегу Дерипаске.
Расширяя ареал отраслевого присутствия в экономике Украины, российские бизнес-группировки все чаще начинают обращать внимание на отечественное машиностроение. В последнее время было анонсировано несколько возможных сделок поглощения россиянами украинских предприятий. К числу наиболее резонансных относят возможную интеграцию компаний, ныне входящих в корпорацию «Антонов», с российской «Объединенной авиастроительной корпорацией», а также намерение «Рособоронэкспорта» приобрести крупнейшую на постсоветском пространстве двигателестроительную компанию «Мотор Сич».
В конце февраля появилась информация о еще одном возможном поглощении. Российская бизнес-группа ГАЗ, контролируемая О.Дерипаской, намерена взять в управление ОАО «Харьковский тракторный завод» (ХТЗ), с возможностью дальнейшего выкупа контрольного пакета акций у нынешних собственников предприятия.
ХТЗ является крупнейшим и единственным в Украине и странах СНГ заводом по производству унифицированных гусеничных и колесных сельскохозяйственных тракторов общего назначения класса от 100 л.с. до 220 л.с. Однако, как и много других крупных предприятий, ХТЗ после развала СССР не смог вовремя переориентироваться на рыночные принципы работы и его потенциал по сей день не используется в полной мере.
В 2006 г. ХТЗ по сравнению с 2005 г. сократил производство на 4,76%, или на 100 единиц до 2 000 тракторов. Однако, благодаря накопившейся на складах продукции, в прошлом году завод увеличил продажу тракторов на 17,65%. Большая их часть реализуется в Украине и России. В 2007 г. харьковское предприятие планирует увеличение продаж на 48%, однако многие эксперты считают эту планку завышенной.
По данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, 27,6% акций предприятия принадлежит государству и управляется ФГИ, 24,9% акций – принадлежит компании «Тетра-Инвест» (Днепропетровск), 24,8997% акций – принадлежит закрытому акционерному обществу «Алатау» (Харьков), 14,35% акций принадлежит компании «Фирма «Независимость» (Харьков). Эксперты считают, что реальным собственником ХТЗ является харьковская ФПГ под условным названием «Укрсиб», подконтрольная АлександруЯрославскому
В конце февраля в украинские СМИ просочилась информация о том, что харьковский завод намерен приобрести холдинг «Русские машины». Одно из его подразделений – ГАЗ ведет переговоры о покупке более 60% акций завода. Сумма сделки должна составить не менее 100 млн. долл., из которых 40-50 млн. долл. придется на наличные расчеты, а еще 60 млн. – на погашение долговых обязательств ХТЗ, которые возьмет на себя ГАЗ. Несмотря на то, что представители группы опровергли информацию о возможной покупке харьковского завода, российские СМИ утверждают, что уже с конца февраля на заводе сменился топ менеджмент, и ключевые должности заняли представители группы ГАЗ, которые должны приступить к управлению заводом.
Если же российская ФПГ действительно установит контроль на харьковским заводом, то, скорее всего, производственные приоритеты ХТЗ будут пересмотрены. Акцент будет делаться на выпуск дорожно-строительной техники, при этом дальнейшее производство сельскохозяйственных машин может оказаться под вопросом. После слияния (или «углубленной кооперации») ХТЗ, по всей видимости, войдет в дивизион «Спецтехника» группы ГАЗ, который на данный момент уже объединяет пять российских заводов по выпуску экскаваторов, бульдозеров, автогрейдеров и ряда других специализированных машин.
Поскольку речь идет о покупке россиянами 60%-го пакета акций ХТЗ, то, по всей видимости, ГАЗ намерен заключить сделку именно со структурами Ярославского. Тандем Ярославский – Дерипаска уже продемонстрировал в Украине определенную эффективность в вопросах раздела собственности. В 2000 г. два бизнесмена выиграли битву за Николаевский глиноземный завод, потеснив британскую TWG, которая представляла интересы крупнейших российских олигархов.
Дела на заводе Ярославского на данный момент обстоят не очень успешно, поэтому для харьковского бизнесмена продажа тракторостроительного предприятия или «углубленная кооперация» может быть едва ли не самым оптимальным решением. Ряд основных фондов ХТЗ не обновлялся еще со времен Советского Союза, фронтальные погрузчики, которые выпускает завод, морально устарели, а на постановку на производство новых моделей потребуется время и деньги. Вплоть до прошлого года, харьковское предприятие имело отрицательную рентабельность, в частности в 2005 г. завод закончил с убытком 22,6 млн. гривен. В одно время ХТЗ даже пытались признать банкротом. Несмотря на определенное оживление в 2006 г., и амбициозные планы на текущий год, ХТЗ испытывает острый дефицит финансовых ресурсов не только для инвестиций в основные фонды, но и просто для погашения долгов.
Помимо этого, харьковский завод в экономическом плане тяготеет к российскому рынку. Контролируя существенную часть рынка в Украине (харьковские тракторы класса от 150 до 190 л.с. занимают 60% внутреннего рынка, а мощностью 35 л.с. – 47%), в 2006 г. ХТЗ выручил от реализации продукции в Укарине около 30 млн. долл. В то же время, контролируя всего 4,2-4,3% российского рынка, выручка предприятия от поставок в РФ составила 40 млн. долл. Безусловно, что с той номенклатурой, которую на данный момент производит ХТЗ, его основной потенциал для развития находится именно в России, объем рынка которой в прошлом году достиг отметки 890-900 млн. долл. В данном контексте намерение завода интегрироваться с российскими производителями с целью увеличения своего присутствия на рынке, выглядит вполне обоснованным.
Однако, для поглощения украинского предприятия ГАЗу необходимо будет получить разрешение АМК Украины, поскольку, как было сказано, доля харьковского завода в некоторых сегментах на украинском рынке превышает 33%, что дает основания считать его монополистом. Возможно, поэтому россияне предпочитают говорить о более мягких формах интеграции завода, например кооперации. Однако, данное объединение вряд ли будет основано на паритетных началах.
С одной стороны, можно только приветствовать увеличение инвестиций иностранного капитала в украинскую экономику. В то же время настораживает, что для входа в Украину российский капитал использует непрозрачные схемы. Возможно, ФПГ РФ пытаются таким образом диверсифицировать риски, выведя часть своего капитала из-под зоны досягаемости Москвы. Однако, с другой стороны, существует угроза, что российские бизнес-группировки приходят в Украину как раз по инициативе Кремля.