В руках землевладельцев в сельской местности находится пока еще львиная доля земли. Данная категория собственников использует землю, как правило, для выращивания сельхозпродукции для себя, а иногда и для продажи ее на стихийных рынках больших и малых городов Украины, что составляет едва ли не единственный заработок для деревенских жителей.
Определенные позиции занимают на земельном рынке и фермеры, которые в последние годы достаточно успешно начали развивать сельскохозяйственный бизнес в Украине. Что правда, в отличие от землевладельца деревни, в собственности фермера находится не один гектар земли. Да и жители деревень нередко становятся наемными рабочими в фермерском хозяйстве, поскольку это обеспечивает им стабильный доход.
Свою нишу в земельном хозяйстве занимают дачники. В целом, сейчас в Украине насчитывается 4 138 дачных кооперативов, которые на законных основаниях занимают 0,4 тыс. га земли. Площадь земельных участков, занятых под индивидуальные дачи, составляет 3 тыс. га, а количество землепользователей насчитывает 30 тыс. 847 граждан. Нередко, дачники «ставят» на своих участках небольшие домики. Летом в таком домике приятно скрыться от городской суеты, да здоровый отдых на природе – всегда «плюс».
Что касается пользования своей землей, то ее далеко не все дачники эксплуатируют для выращивания овощей и фруктов. Если брать во внимание только Киев, то согласно недавним соцопросам «УНИАН», 41,7% киевлян ездят на дачу чтобы там отдохнуть и только 20,8% жителей столицы выращивают на приусадебном участке урожай. 1,9% респондентов сообщили, что давно не заглядывали на родную дачу, да и ключи от «загородного убежища» чаще находятся у родственников или друзей. Подобная тенденция в использовании дачных участков прослеживается не только в столице, но и во всей Украине.
Особое место на земельном рынке занимают «землевладельцы-самозахватчики». Эта категория собственников несанкционированно владеет и распоряжается землей. Для новоявленных землевладельцев, а это, как правило, состоятельные украинцы, вопрос о получении разрешения на собственность и строительство не является особо проблематичным. В большинстве случаев, фактор наличия денежных средств играет «первую скрипку» в положительном решении вопроса. Но будущим владельцам дачных участков, приобретенных путем подкупа должостных лиц, стоит уже сейчас задуматься о том, есть ли смысл вкладывать средства таким образом.
На данный момент часть социума выступает за радикальне меры в наказании владельцев усадеб, построенных на захваченных землях. Причем, по словам главы Государственного комитета по земельным ресурсам Анатолия Даниленко, не исключается снесение дач «невзирая на лица». (Хотя данное решение может принять только суд.) Только в этом году госинспекцией по контролю за использованием и охраной земли в Украине выявлено 15 732 факта самовольного использования земельных участков, в том числе в Киеве – 95. При этом 567 дел по Украине и 8 по Киеву передали в прокуратуру для дальнейшего разбирательства.
Львиная доля случаев несанкционированного использования земель составляет самозахват угодий около больших и малых городов. По словам начальника Госинспекции по контролю за использованием и охраной земель Александра Нечипоренко, более 53% нарушений земельного законодательства – самозахват земель. В частности, использование земель в курортных зонах, вдоль рек и озер. Например, в прибережных зонах Автономной Республики Крым, в Одесской области – близ Илличевска, а также в Киеве.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос самозахвата земель в заповедных зонах. Только на землях с. Козин, территории которого относятся к водному фонду и не подлежат застройке, уверенно расположились не один десяток «нафаршированных» коттеджей с парками, площадками для гольфа и отдыха, личным въездом и высокими заборами. У подъезда к такой усадьбе дежурят один-два охранника в экипировке правоохранительных органов. Да и в распоряжении хозяев коттеджей не 10-15 соток земли, а как минимум гектар. По слухам, «скромные» постройки принадлежат представителям бизнесструктур. Украинское правительство хоть и не одобрит подобное использование земельного фонда, но и сносить коттеджи не спешит. К незаконным владельцам «поместий» будут применять экономические санкции, то бишь будут штрафовать. Правда, согласно с действующим законодательством, штраф за самозастрой составляет незначительную сумму – 255 грн. Причем, независимо от размеров занятых территорий.
Что же касается аренды и купли-продажи земли, то по данным Госкомзема состоянием на 2000 год, в обороте находилось около 274 тыс. земельных сертификатов, из них унаследованных – около 204 тыс., подаренных – более 58 тыс., обмененных – 710, проданных – 9,95 тыс. Так как средний размер земельного участка составляет 4,2 га, можно считать, что фактически было отчуждено около 1,1 млн. га сельхозугодий.
По оценкам независимых экспертов, 10 тыс. собственников земельных сертификатов продали их по цене от 500 до 16,5 тыс. грн. за пай при реальной стоимости среднестатистического пая (4,2 га) около 30 тыс. грн. Кроме того, в Украине на данный момент находится немало «свободных земель», и это не только территории водно-заповедного фонда, лесов, степей, гор и т.д., которые запрещено использовать для застройки. В резерве «свободных земель» пока еще есть земельные участки, которые можно сдавать в аренду, выставлять на аукцион для продажи.
Однако к продаже земель сельхозназначения следует подходить осторожно. Нужны противовесы и ограничительные механизмы, в том числе и законодательные, для упреждения различного рода спекуляций земельными участками, для предотвращения обнищания селян. Например, при покупке земли сельхозназначения, информирует Госкомзем, необходимы обязательства на протяжении 3 лет использовать ее только по назначению, а никак не иначе. Лицо же, купившее землю и пожелавшее ее продать через короткое время, должно платить высокий налог (сродни операциям купли-продажи недвижимости).
Нормы о купле-продаже земли вводятся в действие только с 1 января 2005 года. Правительство аргументирует это необходимостью принятия большого количества подзаконных актов, на основе которых будет формироваться рынок земли и проводиться на нем прозрачные операции.
Также есть опасения, что украинская земля в немалой степени заинтересует иностранцев, которые заходят инвестировать в нее деньги. И хотя действующий Земельный кодекс категорически запрещает изымать земли из сельскохозяйственного оборота, именно потенциальные зарубежные инвесторы по каким-то причинам подозреваются в том, что они смогут найти лазейки в украинском законодательстве для приобретения наших земель.
Как говорит Госкомзем, необходимо обеспечивать прозрачность такого рынка, пусть даже через жесткие механизмы государственного регулирования и контроля. Мнение на это счет в правительстве разные. По словам заведующего отделом предпринимательства Института аграрной политики экономики НАН Украины Николая Малика, мораторий – это тормоз в экономическом развитии и превысит ли социальный выигрыш экономические потери – это вопрос. Так что пока нельзя с уверенностью заявлять, что Украине грозит еще не одна «земельная революция».