На прошлой неделе в Кремле состоялась встреча Владимира Путина с владельцами крупнейших компаний РФ. Ее лейтмотивом стал призыв президента к бизнесу диверсифицировать экономику, т.е. переключить внимание с сырьевой направленности на продукцию высокого передела. Собственники меткомпании заявили о готовности следовать «курсу партии», при условии, что государство возьмет на себя решение ряда проблем.
Встреча с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей получилась странной – президент критиковал бизнесменов за ту политику, которую он же сам целенаправленно и активно проводил: «Россия занимает первое место в мире по добыче газа и вполне может выйти на лидирующие позиции в этом году и по нефти. Не знаю только, нужно ли нам это». Действительно, в РФ наблюдаются все признаки «голландской болезни», вызванной газонефтяной иглой, на которой сидит ее экономика.
По мнению Путина, стране пора сделать качественный шаг: перейти от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке. «Наша промышленность выпускает продукцию преимущественно низкой степени переработки. Отмечу, что ее доля еще в прошлые годы была слишком высока, а сейчас она еще больше выросла, и, прежде всего, увеличилась в экспортируемых товарах – с 80% в 2000 г. до 85% – в 2005-м», – выказал недовольство российский президент. Очевидно, что продолжение такой экономической политики может обернуться разрушительным действием для российской экономики.
Эти тезисы Путина касаются, прежде всего, нефтегазохимического, металлургического, горнорудного, деревообрабатывающего и электроэнергетического бизнеса. Выступавшие на встрече владельцы меткомпаний охарактеризовали поддержку правительства, как положительную, но пожелали, чтобы этот диалог с властью носил системный характер.
Так, председатель совета директоров «СУАЛ-Холдинга» Виктор Вексельберг заявил, что государство должно решать инфраструктурные проблемы в металлургии. Например, сейчас проблематичным является подключение к энергии любого нового предприятия, также отсутсвует ясность в вопросе заключения соответствующих договоров при организации его водо-, газо-, теплоснабжения. «Сегодняшние нормативы не позволяют заключать долгосрочные договора», – заключил Вексельберг.
Поддержал своего «алюминиевого» коллегу член совета директоров Evraz Group Александр Абрамов, который, кроме всего прочего, призвал правительство проводить прогнозируемую политику в области установления тарифов на услуги естественных монополий. По его мнению, российской металлургии необходимо иметь государственные ориентиры, хотя бы на семь лет. Кроме поставок газа, Абрамов назвал ж/д тарифы, которые решили бы проблему привлечения серьезного капитала в отрасль, в частности, на Дальнем Востоке.
Другой серьезной проблемой, которую без помощи государства не решить, российские металлурги называют лоббирование их интересов зарубежом. По словам Абрамова, сейчас действуют 38 ограничительных мер на российскую продукцию с высокой добавленной стоимостью, несмотря на то, что российским металлургам удается эффективно конкурировать на мировых рынках. Впрочем, данная эффективность достигается за счет дешевых внутренних сырьевых ресурсов, что почему-то в России не принимается во внимание.
А ведь этот фактор может весьма отрицательно сказываться на деятельности российских компаний даже с учетом вступления страны в ВТО. Председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов отметил, что до 80% российских компаний слабо представляют нормы и правила этой организации. «Нам нужно готовиться и понимать, что такое ВТО», — сказал он.
Российский бизнес надеется, что ВТО поможет защитить их интересы зарубежом, т.к. многие товары подвергаются дискриминации и давлению на мировых рынках. Однако, субсидирование промышленного сектора за счет дешевых энергоносителей только усиливает позиции стран, закрывающих свои рынки от российской металлопродукции. Поэтому, сейчас для россиян актуально высказывание Мордашова: «Нам надо быть готовыми жить в условиях этой организации, а для этого надо учиться».
Стремление овладевать новыми знаниями похвально, однако в среднесрочной перспективе это будет для россиян затруднительно. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, последствия вступления РФ в ВТО на первом этапе никак не будут чувствоваться, поскольку ни одна из переговорных позиций не является для России критической. Кроме того, для Москвы установлен 7-летний адаптационный период, за который россияне должны будут создать равные конкурентные условия для всех производителей товаров и услуг. Т.е. реальная рыночная среда в России появится не скоро.
Напомним, что проблемные точки, озвученные металлургическими олигархами, фигурировали в задачах, которые должна решить Стратегия развития метпромышленности России до 2015 г. О планах ее разработки Минпромэнерго оповестило в начале февраля этого года. Парадоксально, но, скорее всего, опять приоритет будет отдан не стимулированию выпуска продукции высокого переделе (о чем говорил на встрече Путин), а использованию недр.
«Основной упор в документе будет сделан на введение дифференцированной ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых, предоставление налоговых льгот для предприятий, разрабатывающих новые месторождения», – сказал начальник отдела метпромышленности Минпромэнерго Алексей Пинчук. В планах ведомства также стоит решение проблемы с геологоразведочными работами. В частности, предполагается, что будут детально прописаны правила участия инвесторов в подобных проектах, также планируется либерализировать предоставление лицензий на геологоразведку.
В то же время, Комплекс мер по повышению глубины переработки, подготовленный Минприроды непосредственно к встрече президента с олигархами предполагает повышение таможенных пошлин на вывоз необработанной продукции и снижение аналогичных сборов для товаров высокого передела. Это можно считать первым шагом на пути к диверсификации экономики, если данная инициатива будет реализована.
Однако, параллельно с введением торговых барьеров для необработанной продукции необходимы меры по стимулированию внутреннего спроса на нее. Изначально такую задачу россияне планировали решить за счет инвестиционных планов естественных монополий. Однако, это поможет только в краткосрочной перспективе. Необходим стабильный растущий спрос со стороны практически всех отраслей: авиастроения; судостроения; с/х, транспортного и энергетического машиностроения и т.д.
Сейчас соотношение экспорта металлопродукции с ее внутренним потреблением в России находится в рамках 50% на 50%. При прогнозе роста спроса на металл внутри РФ металлурги готовы его удовлетворять за счет сокращения экспортных поставок. Кроме того, инвестпланы меткомпаний позволяют сделать вывод, что они будут производить продукцию для замещения импортируемой, ввоз которой ограничивается. Естественно, что в таком случае внутренние цены будут расти, и увеличение затрат металлургов придется перекладывать на плечи потребителей. И если монополии смогут закупать продукцию по возросшим ценам, то не факт, что другим отраслям это будет экономически оправдано. Получается, что металлургия будет, хоть частично, но сдерживать диверсификацию экономики, не говоря о нефтегазохимии и электроэнергетике. И, по всей видимости, эти сложные задачи придется решать уже не Путину, а его приемнику.