Чуркины уходят с «Черноморского судостроительного завода»?

Share

Под нажимом ФГИ российский капитал на «Черноморском судостроительном заводе» сдает свои позиции. Осознавая бесперспективность и высокую степень риска своего дальнейшего перебивания в Украине, братья Чуркины начинают избавляться от своих активов, первым из которых стало наиболее проблемное предприятие – ЧСЗ. Однако, смена одиозных собственников, по всей видимости, не гарантирует стабильность работы ЧСЗ, поскольку ФГИ уже заявил, что будет добиваться реприватизации вне зависимости от того, кто будет владеть заводом.


Государственная акционерная холдинговая компания «Черноморский судостроительный завод» является крупнейшим судостроительным предприятием в Украине. ЧСЗ специализируется на производстве судов полной грузоподъемностью до 105 тыс. т, а также производит судовые котлы, механизмы и судовое оборудование. В настоящее время ЧСЗ включает в себя ряд дочерних предприятий, в число которых входит ОАО «Судостроительная верфь “Меридиан», ОАО «Черноморский машиностроительный завод», ОАО «Малярно-изоляционное предприятие «Радуга», ОАО «Черноморский мебельный завод «Черномормебель» и ОАО «Строительно-монтажное управление «Черноморсервис».



Желание Игоря и Олега Чуркиных избавится от своего судостроительного актива обусловлено перманентными атаками со стороны ФГИ, который открыто декларирует твердое намерение вернуть ЧСЗ в государственную собственность. Россияне получили контроль над предприятием в сентябре 2003 г. Тогда тот же Фонд госимущества Украины (в то время возглавлял М. Чечетов) признал ОАО «Николаевская малотоннажная верфь», контролируемое бизнесменами – братьями Чуркиными, победителем конкурса по продаже акций ЧСЗ. За 90,25%-й пакет акций ЧСЗ россияне заплатили 119,35 млн грн. При этом окончательная цена завода всего на 5 тыс. грн превысила стартовую. Также многих специалистов удивил тот факт, что целый завод купила компания, организованное на базе производственных площадей одного из цехов ЧСЗ.



При покупки ЧСЗ, инвесторы взяли на себя ряд обязательств, среди которых значились следующие: в течение полугода помесячно равными долями погашать задолженность ГАХК по заработной плате и перед Пенсионным фондом; в течение двух лет частично погашать или проводить реструктуризацию просроченной задолженности ГАХК по кредитам, предоставленным коммерческими банками; нарастить объемы производства судов в эквиваленте металлопродукции не менее 60 тыс. тонн в год и обеспечить безубыточную деятельность с 1 января 2006 г.; создать новые рабочие места и др.



Однако, после передачи ЧСЗ в частные руки, в прессе регулярно всплывала информация о том, что ситуация на заводе после приватизации начала стремительно ухудшаться, а Чуркины не выполняют условий приватизационного конкурса. Работники регулярно жаловались, что на заводе нет судостроительных заказов, уничтожается оборудование, и не выплачивается зарплата. Достаточно трудно определить, что оказало решающее влияние на сложившуюся ситуацию: сама деятельность Чуркиных или постоянные нападки со стороны государства. Помимо этого, российских бизнесменов обвинили в том, что они попытались провести допэмиссию уставного фонда ЧСЗ, в результате которого государственная часть в уставном фонде предприятия сократилась в 2,5 раза. Интересно, что едва ли не единственным источником непрерывного «месседжа» относительно критического состояния завода с 2003 г. является СПУ.



В 2004 г. на фоне всеобщего недовольства деятельностью Чуркиных ФГИ решил разорвать договор купли-продажи с «Николаевской малотоннажной верфью». Официальная формулировка объясняла необходимость подобного шага «в связи с невыполнением инвестором взятых на себя обязательств». Однако 9 сентября того же года Киевский хозяйственный суд своим решением упразднил все предыдущие решения суда и признал ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» законным собственником.



После назначения социалистки Семенюк на должность председателя ФГИ, давление на Чуркиных возросло. По «просьбам трудящихся» Семенюк продолжила работу по расторжение договора купли-продажи. Однако Фонд изменил свои исковые требования и просил суд не только признать договор купли-продажи недействительным, но и вернуть пакет акций в госсобственность. На сегодняшний день в судах разных инстанций все еще рассматривается несколько дел при участии ФГИ о возврате акций ЧСЗ в госсобственность, при этом мало кто сомневается, что Семенюк таки добьется расторжение договора. 6 июля 2006 г. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку отменила увеличение уставного фонда ЧСЗ.



Некоторые аналитики указывают, на «особое» внимание государственной власти к украинскому бизнесу Чуркиных. Предприятие российских бизнесменов не единственное где, частными собственниками не выполняются взятые на себя во время приватизации госпредприятий инвестобязательства. К тому же со времени приобретения ЧСЗ до первого иска ФГИ о признании сделки недействительной прошло немногим более полугода. За это время вряд ли можно провести модернизацию мощностей. Претензия Семенюк о размытии госпакета, который составляет 9,75%, вообще выглядят странной. К тому же для того, чтобы осуществлять инвестиции, не залезая в долги, необходимо увеличить УФ. Ситуация выглядит таким образом, что ФГИ, будучи миноритарием, не обладающим даже блокпакетом акций, блокирует инвестиций в предприятия, а потом предъявляет претензии о не выполнении инвестобязательств.



По всей видимости, нападки украинской власти таки вынудили российских бизнесменов уйти с ЧСЗ. Контроль над заводом намерен установить сирийский бизнесмен Харес Юссеф. По его словам он уже выкупил у Чуркиных 37,5 процентов акций, и надеется, что в ближайшем будущем они продадут ему остальную часть. При этом Юссеф утверждает, что имеет серьезные намерения в отношении завода, и нашел под проект развития завода надежных инвесторов. «Они не будут заниматься этим заводом, у них там очень большие проблемы. А я нашел под этот проект хороших партнеров, ведущие компании в кораблестроении», – сказал Х.Юссеф.



Однако, ФГИ уже заявил, что несмотря на возможную смену собственников, он будет и в дальнейшем пытаться в судебном порядке оспаривать дополнительную эмиссию акций на ЧСЗ, а также добиваться возврата предприятия в государственную собственность. Такая позиция Фонда может объясняться тем, что существует круг заинтересованных лиц, которые хотели бы установить свой контроль над ЧСЗ. В данном контексте вызывает тревогу не столько судьба одного из судостроительных заводов Украины, хотя и самого крупнейшего, сколько отношение государства к одной из стратегических отраслей экономики.