Во время визитов на предприятия ГМК, в частности, на СевГОК и ММК им. Ильича, премьер-министр Виктор Янукович заявлял о том, что украинская металлургия должна занимать достойные позиции на мировой арене. Однако, происходит как раз наоборот – отечественная отрасль из года в год теряет свою конкурентоспособность. С 2005 г. проблемы лишь накапливаются, и этот клубок неприятностей пока не удается развязать ни одному правительству.
До сих пор относительно недорогое сырье и энергоносители оставались одним из конкурентных преимуществ отечественных металлургов. Однако, за 2005-06 гг. существенно подорожали не только газ, но также электроэнергия, руда и кокс. Если все эти ресурсы придется покупать по мировым ценам, украинская сталь станет коррелироваться по цене с европейской или корейской, качество которой, увы, намного выше.
Запуская на ММК им. Ильича новую МНЛЗ, Янукович предупредил металлургов о том, что 2007 г. с ценой за газ в $130 будет «годом передышки». Имея в виду, что далее такой «низкой» цены уже не будет, перспективы отрасли зависят от широкого внедрения энергосберегающих технологий.
Оптимизм премьера, который считает, что металлургии Украины осталось совсем немного до достижения мирового уровня, выглядит преувеличенным. Те же китайцы уже существенно опережают нас в использовании современных сталеплавильных и прокатных технологий, наращивая выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Нашим уделом до сих пор остается преимущественно дешевый полуфабрикат, который охотно импортируют наши конкуренты, делая из него дорогую высокотехнологичную сталь. В этом смысле за последние 5 лет кардинальных перемен не произошло. Большинство предприятий, действительно, вкладывают средства в модернизацию, объем инвестиций понемногу растет, но процесс этот идет слишком медленно.
Реально у отечественной металлургии есть всего несколько лет, чтобы переориентироваться с выпуска «дешевой» стали (которая таковой уже не будет, учитывая рост стоимости сырья) на «дорогую». Это позволит сохранить рынки сбыта, по крайней мере, на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе, Африке и СНГ.
Так или иначе, собственных средств для инвестиций в перевооружение не хватает. Из меткомпаний даже «Метинвест» (годовая выручка превышает $6 млрд.) не может обойтись только внутренними финресурсами, занимать приходится всем. Но кредиты придется возвращать из собственной прибыли. При средней годовой выручке в $1-3 млрд. суммы долгов крупных предприятий уже достигают $500 млн. – $1 млрд. А ведь большинство из них обновили свои производственный фонды всего на 40-50%. Вопрос об источниках финансирования модернизации остается ключевым для любых программ развития и реформирования отрасли.
Очевидно, в своем нынешнем состоянии украинская металлургия не готова к эффективной работе без преференций и льгот. Упомянутая выше программа сильно отстала от жизни, это признали в Минпромполитики и ассоциации «Укрмет», создав рабочую группу для ее корректировки. Новый документ, как и предыдущий, будет интересовать металлургов настолько, насколько в ней предусмотрены реальные механизмы господдержки. Сегодня, когда прямое субсидирование отрасли через льготное налогообложение невозможно, государство должно помочь отрасли созданием благоприятных условий для инвестирования.
Вместе с тем, вопросы сегодняшнего дня – это отнюдь не упомянутая программа, а сырье, энергоносители, возврат НДС, рынки сбыта. Янукович в значительной степени опирается на поддержку крупного промышленного капитала. Сегодня Виктор Федорович должен в прямом и переносном смысле отработать те надежды, которые возлагают на него, в том числе, и металлурги.
За менее чем полгода пребывания у власти команда Януковича не смогла урегулировать острые проблемы в металлургии, развитие которой новое правительство относит к приоритетам. В то же время, заметно, что нынешний Кабмин старается не принимать важных решений в сфере макро- и микроэкономики, не согласовав их с ведущими промышленными группами.
Часть 2: Обеспечение металлургов сырьем