Дежавю по-крымски: керченский мост

Share



Усилиями правительства Крыма и Минтрансвязи возвращен из небытия проект транспортного перехода через Керченский пролив. Правда на полуострове мечтают получить кредиты ЕБРР и Европейского инвестиционного банка под строительство железнодорожного тоннеля, а в Киеве под сооружение мостового перехода.



В новейшей истории Украины тему строительства моста через Керченский пролив впервые озвучил, семь лет назад, во время своего очередного визита в Крым, мер Москвы Юрий Лужков. Его активно поддержал, тогдашний спикер крымского парламента Леонид Грач. В конце концов, было разработано несколько проектов, создано СП и даже торжественно заложен «первый кубометр» бетона в основание будущего моста. На том, все и закончилось, вместе с выборами в Крыму.



Сразу оговоримся, что в инженерном отношении проекты и тоннеля и мостового перехода вполне реальны, но вот экономическую составляющую этого строительства еще в 2000 г. руководство Минтранса, дипломатично назвало несостоятельной, а тогдашний первый вице-премьер Украины Юрий Ехануров отметил: «еще лучше (построить мост) от нас в Стамбул, но кто на это даст средства». Казалось, что эта идея благополучно канула в лету. Сегодня транспортное сообщение между Таманью и Керченским полуостровом осуществляют две судоходные компании: «Керченская паромная переправа» – перевозит на трех паромах автомашины и пассажиров и с марта прошлого года компания «Анроскрым» возобновила транспортировку через пролив железнодорожных вагонов и цистерн. Эта компания эксплуатирует два парома, каждый из которых может перевозить до 24 вагонов. В 2006 г. объем перевозок составит около 2 млн. т.



Но летом нынешнего года Председатель Совмина Крыма Виктор Плакида, похоже, сумел убедить премьер-министра Виктора Януковича в необходимости вернуться к проекту. На свет появилось отдельное поручение премьера «относительно повышения эффективности функционирования транспортного перехода через Керченский пролив», суть которого сводилась к поиску инвестиций под строительство мостового перехода. Причем министр транспорта и связи, судя по его заявлениям, решил, что речь идет о строительстве моста, а крымские чиновники почему-то собрались строить подземный железнодорожный переход.



Впрочем, специалисты Минтрансвязи почти сразу отметили, что не имея на руках технико-экономического обоснования, в котором бы четко определены объемы и структура перевозок, выбран оптимальный вариант строительства (мост или тоннель), и самое главное, определена точная стоимость проекта, начинать работу по привлечению финансовых ресурсов не имеет смысла.



Что же представляют из себя проекты строительства перехода через Керченский залив и какова их экономическая целесообразность? Прежде всего, реализация обоих проектов потребует значительных капиталовложений: мостового перехода – $1,5-2,5 и железнодорожного тоннеля – около $800 млн. Кстати, расчетная стоимость проекта подземного перехода, явно занижена, едва ли проходка 15 км на глубине 90 м может стоить дешевле, чем строительство моста.



При этом в обоих вариантах не учитывается необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ на международной автотрассе Е97 Херсон-Феодосия-Керчь-Новороссийск, стоимость которых составит не менее $500 млн. Усиление одноколейных железнодорожных участков по направлениям Кавказ-Новороссийск-Краснодар-Волгорад и Владиславовка-Николаев-Колосовка обойдется приблизительно в $2 млрд. Увеличение пропускной способности железнодорожной сети Крыма еще как минимум $250-300 млн. И наконец, как показывает и отечественный и мировой опыт строительства столь масштабных объектов в ходе их реализации прямые затраты могут увеличиться в двое, т.е. в перспективе потребуется от $4,5 до $6 млрд.



На какие же собственно грузопотоки и объемы рассчитывают инициаторы проекта, чтобы его реализация хотя бы окупилась? По мнению В. Плакиды через тоннель могут пойти грузы из стран Балтии, Белоруссии, западных областей России на Каспий и далее. А по заявлению Н. Рудьковского строительство мостового перехода: «даст возможность каждому туристу, который приезжает на Кавказ, а россияне сейчас пропагандируют Сочи как туристический регион, обязательно приехать в Крым». Как видим планы грандиозные, в обосновании строительства тоннеля указанно, что пропускная способность перехода должна составить 150 млн. т грузов и 15 млн. пассажиров в год. Согласитесь, цифры впечатляющие, особенно если учесть, что все морские порты Украины в прошлом году переработали 109 млн. т грузов, а Крым посетило около 5 млн. туристов. Откуда авторы идеи собираются, получить грузы и пассажиров для выхода на проектную мощность остается загадкой. Даже с учетом, что через транспортный переход пойдут грузы на строящийся сейчас Россией порт Тамань (проектная мощность перевалки грузов – 70 млн. т в год) все равно достичь проектных объемов перевозок нереально.



Вероятность того, что европейцы или россияне, и тем более упоминавшиеся в крымской прессе некие японские инвесторы, выделят средства на заведомо убыточный прожект, крайне мала. Вряд ли, этого не понимают и в Крыму и в Киеве. Скорее всего, реанимация «лужковского» проекта и шумиха вокруг него в прессе нужна нынешнему украинскому правительству, чтобы лишний раз подчеркнуть свою лояльность по отношению к России.