Киев «до» и «после» вступления в ВТО

Share


После вступления Украины в ВТО экономика Киева столкнется с рядом деструктивных факторов, которые могут спровоцировать стагнацию и спад производства. Как показывает практика развивающих стран, нивелировать трудности, которые возникают на первом этапе участия в ВТО, можно только благодаря скоординированной деятельности бизнеса, местных и центральных властей.


 


Позитивный эффект от интеграции в мировое торговое сообщество ощутят на себе, прежде всего, экспортно-ориентированные отрасли экономики – металлургия и химия, т.е. юго-восточные регионы Украины. Напротив, западные области, где позиции местных производителей не столь прочные, возросшая конкуренция негативно скажется на экономическом развитии регионов. Таким образом, после вступления Украины в ВТО в среднесрочной перспективе может произойти дальнейшее углубление различий между экономиками восточной и западной Украины. Первые будут больше производить и экспортировать, а последние больше потреблять, и соответственно их импорт возрастет.


 


Что касается Киева, то большинство экспертов, а также представители местной власти едины во мнении, что столица может использовать новые условия на благо своей экономики. Однако риски, с которыми сопряжена ее интеграция в мировое торговое сообщество, не позволяют им однозначно утверждать о позитивном влиянии ВТО. С одной стороны город будет иметь возможность воспользоваться всеми преференциями, которые предоставляет организация, с другой стороны – новые требования и возросшая конкуренция, как прогнозируют представители КГГА, могут обусловить спад производства, особенно в наукоемких отраслях.


 


Между тем, экономическое развитие Киева является одной из важнейших детерминант экономики Украины, поэтому от того, как поведет себя экономика города, во многом будет зависеть экономический климат в стране. На макроэкономическом уровне, столица оказывает важное влияние на платежный баланс страны. Так, за 9 месяцев текущего года Киев импортировал товаров на суму около $12,6 млрд. (почти 40% от общего объема). При этом за тот же период времени, его вклад в общенациональный экспорт товаров составил лишь $3,3 млрд (12%). Таким образом, негативное сальдо чистого экспорта товаров столицы достигло $9,3 млрд. К слову, если бы Киеву удалось выровнять товарооборот со своими внешними партерами (сальдо составляло, по меньшей мере, 0), то внешнеторговый баланс страны по итогам 9 месяцев был бы не -$1,3 млрд, а +$8 млрд.


 


В целом за период экономического роста 2000-2006 гг. в Киеве произошли позитивные сдвиги и определенная оптимизация структуры промышленности города. В то время, как за данный период времени по Украине доля низкотехнологичных отраслей экономики (металлургия, производство воды, газа и электроэнергии, химическая) в реализованной промпродукции выросла с 48,6% до 54,6%, в Киеве она уменьшилась с 42,5 до 32,8%. В структуре промышленности столицы за последние 6 лет, в 1,4 раза возросла доля машиностроения, в 3,4 раза производство строительных материалов. При этом, на внутренний рынок направляется около 85% товаров, поэтому считается, что Киев ориентирован на внутреннее потребление. Данный фактор будет играть важную стабилизирующую роль, после полноценной интеграции Украины в мировое торговое сообщество.


 


Главным позитивом для экономики города от вступления Украины в торговую организацию является возможность расширить ареал деятельности столичных предприятий. Однако для этого, киевской властям необходимо создать условия для оптимизации структуры внешнеторговых операций, которая на сегодняшний день является крайне разбалансированной. Столица представлена на внешних рынках продукцией с низкой долью добавленной стоимости, тогда как импортируются в основном высокотехнологические товары.


 


В импорте Киева доминирует продукция четырех товарных групп, суммарный объем которых составляет 73,9% всего импорта. К их числу относят: минеральные продукты – 25,5%, механическое оборудование, машины, механизмы, электрооборудование – 21,0%, транспортные средства и дорожное оборудование – 14,5%, продукция химической промышленности – 13%.


 


В товарной структуре экспорта города, согласно статистическим данным, доминирует сельскохозяйственное сырье и продукция отраслей пищевой промышленности. В совокупном объеме экспорта Киева на долю продуктов растительного происхождения приходится около 25%, жиров и растительного масла – 17,1%, готовых пищевых продуктов – 9,7%. При этом, от вступления Украины в ВТО, в большей мере пострадают именно отрасли завязанные на сельское хозяйство. Средняя консолидированная тарифная нагрузка на импорт сг продукции сократиться с 19,03% до 10,07% в 2010 г. Это безусловно, увеличит конкуренцию и насытит рынок дешевой продукцией. В то же время, украинские предприниматели уступают своим европейским конкурентам в технической и технологической области.


 


Среди отраслей, где производятся товары с высокой добавленной стоимостью, хорошие позиции на сегодняшний момент занимает машиностроительный комплекс Киева. Однако, доля продукции машиностроения в экспорте Киева неуклонно снижается. Если в 2004 г. ее доля в совокупном экспорте Киева была несколько выше чем по стране (17,3%), то в 2005 г. она была уже в два раза меньше (13,5). После снижения торговых барьеров, конкуренция на киевском рынке еще более обостриться, что негативно скажется на экспортном потенциале комплекса. Представители киевской власти, ожидают что по после вступления Украины в ВТО в краткосрочной перспективе объем производства в машиностроение в столице может снизится на 18%.


 


В то же время для преодоления негативных последствий каждая страна в рамках ВТО имеет достаточно инструментов для поддержки собственных производителей. Например, Польша для поощрения экспорта, внедрила упрощенную систему таможенных операций, частично компенсирует затраты экспортерам за участие их в международных выставках и ярмарках, компенсирует ставки по кредитам для внедрения инновационных технологий и т.д. Аналогичным образом поступает большинство стран торговой организации.


 


Как отмечают эксперты, сегодня Украина уже функционирует в правовом поле ВТО, поэтому полноценная интеграция – дело времени. В данном контексте, необходимо говорить уже не о целесообразности присоединения Украины к ВТО, а тех механизмах, которые позволят минимизировать временные негативные последствия. Киев имеет хороший ресурс адаптивности, однако инертность власти к проблемам, которые возникнут после вступления в ВТО, может провести к тому, что их негативные последствия девальвируют весь позитивный потенциал.