Газовая химия

Share

В следующем году новая цена на газ для предприятий черной металлургии и машиностроения может оказаться выше, чем ожидалось, поскольку в ней окажется доплата за «субсидирование» химической промышленности. Стремясь сохранить положительную рентабельность наиболее газоемких предприятий украинского химпрома, правительство инициирует внедрение практики индикативных дотаций этим заводам. Такая перспектива не радует остальных промпотребителей, что предвещает борьбу за снижение тарифного бремени.


 


На минувшей неделе Минпромполитики предложило защитить те химические предприятия Украины, чья рентабельность с удорожанием газа упадет до нуля и ниже. Речь идет об удешевлении ресурса минимум на $40-50 (если учитывать предполагаемую конечную стоимость газа для промпотребителей) – примерно до $110/тыс. м3. Более конкретные цифры компенсации планируется определять в зависимости от стоимости химического экспорта. Т.е. основой для определения индикативной цены на голубое топливо для химпредприятий должна стать аналогичная цена вырабатываемой из газа химической продукции, которую будут отслеживать Минпромполитики совместно с Минэкономики.


 


Признав, что фактически речь идет о перекрестном субсидировании, министр промполитики Анатолий Головко, в качестве единственного источника покрытия такой компенсации, видит исключительно «другие госпредприятия». Главным кандидатом на звание «спонсора химиков» является, очевидно, многострадальный (в финансовом отношении) НАК «Нафтогаз Украины», которого, помимо погашения задолженности перед РУЭ, обязали до конца текущего года также сократить и налоговую недоимку на 380 млн. грн. (и еще на 3,5 млрд. до конца следующего 2007 г.).


 


В то же время ясно, что «Нафтогаз» вряд ли будет в состоянии самостоятельно мобилизовать средства, необходимые для «химических» субсидий. Поэтому остальные промпотребители ожидают перераспределения субсидиарной нагрузки «в свою пользу» и склонны скорее критиковать предлагаемые меры. Так, менеджмент Харьковского электромеханического завода убежден, что предприятие, по сути, будет платить за рентабельность химпредприятий из своего кармана. А почетный президент ММК им. Ильича Владимир Бойко не исключает возможности обращения в суд с иском о газовой дискриминации своего предприятия.


 


Одним из эффектных методов смягчения столь явного скепсиса может стать внедрение нулевой ставки НДС на операции по реализации импортного природного газа, уже оформленные в виде предложений к проекту закона о госбюджете-2007. Таким образом, предполагается возврат к практике 2005 г., когда такие операции не облагались НДС. Однако пока нет ни межправительственных газовых протоколов (которые ранее были обязательным условием таких налоговых преференций), ни публичного одобрения таких потерь бюджета со стороны Минфина.


 


Еще одним средством смягчения эффекта от перекрестного субсидирования может стать сохранение Стабилизационного фонда, от идеи создания которого правительство поспешило отказаться после установления стоимости импортного газа в $130/тыс. м3. Именно такой способ гармонизации газовых расходов украинской промышленности предлагает, в частности, директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин, по словам которого «отдельные отрасли промышленности будут нуждаться в льготной цене на природный газ и именно для этой цели необходимо сохранить этот фонд… Нужно только выписать механизмы распределения средств из него».


 


В данном контексте интересно отметить, что хотя речь в принципе идет о дотировании госпредприятий, в соответствующем реестре потенциально убыточных предприятий, и, вероятно, кандидатов на получение финансовой поддержки фигурируют и приватизированные заводы. Как бы то ни было, правительство делает ставку на приватизацию химических активов, причем ускоренную. По словам замминистра промполитики Константина Кучера, «промедление с приватизацией большинства химпредприятий приведет к их неплатежеспособности и ликвидации». Речь идет о более чем 20 химических комбинатах и заводах, многие из которых занимают лидирующие позиции в своих подотраслях.


 


Солидарны с такой позицией и сами химики. Так, по словам и.о. директора ГП «Химпром» Юрия Пастернака, приватизация будет эффективным способом привлечения инвестиций в отрасль, поскольку «госпредприятиям сейчас очень трудно получить инвестиции, это касается даже элементарного – банковских кредитов. Без инвестиций невозможно обновить оборудование и снизить себестоимость». В качестве такого инвестора-приватизатора менеджер хотел бы видеть потребителей своей продукции, в частности, компанию «Украинский алюминий».


 


Однако практически все эксперты единодушны в отношении того, что ситуация складывается в пользу поставщиков сырья и главным, если вообще не единственным, покупателем этих активов станет РУЭ и/или ее дочерние/аффилированные структуры. На сегодня в Украине просто нет других собственников газа в объемах, достаточных для украинской химии, не говоря уже о факторе исключительно благосклонного отношения «Газпрома» к этому трейдеру. Таким образом, можно ожидать, что в ближайшем будущем Антимонопольный комитет будет рассматривать деятельность РУЭ и связанных с ним предприятий не только на предмет наличия монополизации газовых поставок, но и по причине монополизации этой структурой отдельных подотраслей химпрома.


 


В целом же необходимо отметить, что в условиях обострения газового дефицита на внутреннем рынке РФ, проблема справедливого тарифообразования должна решаться в комплексе с получением межгосударственных гарантий газового баланса Украины и выработкой действительно прозрачной и рыночной формулы определения стоимости газа. Ведь ручные методы спасения отдельных отраслей и предприятий, к которым вынуждено прибегать правительство, могут дать только краткосрочный положительный эффект. Да и то только при условии сбалансированного и строго дозированного применения такого мощного механизма перераспределения финансовых и сырьевых потоков, как перекрестное субсидирование.