Вследствие расширения ЕС в металлургической отрасли региона появились новые факторы влияния. Во-первых, это, конечно же, увеличение внутреннего рынка, население которого теперь составляет 75 млн. человек. Расширенный ЕС стал крупнейшей торговой группой в мире, хотя вклад новых членов в ВВП блока составляет менее 5%. В распоряжении ЕС существуют немалые фонды стимулирования промышленного, социального и инфраструктурного развития (около $22 млрд.), которое, в свою очередь, способствует росту спроса на сталь. С другой стороны, усиливается конкуренция между компаниями региона вследствие большего проникновения на новые рынки более качественной, хотя и более дорогой, продукции западноевропейских производителей.
В секторе производства стали в каждой из новых стран-членов доминирует всего одна компания. Но даже с учетом этого, в рейтинге 30 крупнейших в мире ни одна из них не представлена. Объем годового производства крупнейшей сталелитейной компании Польши, Polskie Huty Stali (PHS), составляет около 6 млн. тонн, то есть седьмую часть соответствующего показателя мирового лидера Arcelor.
Относительно низкая стоимость труда в сталелитейном секторе новых стран-членов, которая составляет порядка 15-20% соответствующего показателя для ЕС-15, на данный момент является их сильным конкурентным преимуществом. Но зато производительность труда у них в 2 раза меньше уровня ЕС-15, составляющего 600 тонн в год на одного рабочего (по данным Eurofer). Это, а также повышенные требования к качеству и доставке продукции, являются потенциальными недостатками современной металлургической промышленности новых стран-членов. В ходе реструктуризации сталелитейной промышленности в странах-кандидатах были закрыты многие убыточные предприятия – с 1990 г. объемы производства в регионе сократились почти на 10 млн. тонн в год, а занятость в секторе снизилась с 1989 г. почти на 75% – с 400 тыс. чел. до менее 93 тыс. чел.
В рамках процесса расширения с 15 странами ЕС были заключены специальные соглашения о реструктуризации сталелитейной промышленности, цель которых заключалась в том, чтобы к 2006 г. сделать сектор коммерчески сильным и повысить показатели производительности до уровня ЕС. Эти соглашения были интегрированы в национальные программы промышленного развития и предусматривают определенный объем государственной помощи в течение определенного периода на определенных условиях. В них также оговорены индивидуальные условия для отдельных производителей стали. Со своей стороны ЕС обязуется выделять из своих фондов средства на помощь в трудоустройстве вынужденно уволенных работников отраслей.
Программы реструктуризации не являются универсальными для всех стран-кандидатов и предусматривают определенные сроки своей реализации. Так, реструктуризация металлургических отраслей Польши и Чехии должна быть завершена к 2006 г. Для Польши, объем производства стали которой в 1980 г. достиг 20 млн. тонн в год, предусмотрено сокращение объемов производства в отрасли на, как минимум, на 1,2 млн. тонн (около 10%) в период с 1997 по 2006 гг. при государственной помощи в 836 млн. евро. Соглашением предусмотрено сокращение производства, прежде всего, горяче- и холоднокатаной продукции. К концу декабря 2005 г. PHS должна закрыть завод в Кракове (мощностью 0,7 млн. тонн) и завод в Свентохловице (мощность – 36 тыс. т). В Чехии сокращение мощностей должно было составить 590 тыс. тонн в год, а государственная помощь ограничивалась 453 млн. евро.
В целом, реструктуризация предусматривала сокращение мощностей в новых странах-членах ЕС на около 2 млн. т в год. Согласно тем же программам, занятость в секторе должна сократиться на 8 тыс. человек в Польше в период 2002-2006 гг. и около 6 тыс. чел. – в Чехии в 2002-2010 гг., что эквивалентно шестой части занятых в отрасли региона.
Интерес иностранных инвесторов к региону усилился тогда, когда расширение ЕС приобрело более четкие контуры. Важным стимулом для сектора стало также динамичное развитие национальных автомобильных отраслей. Параллельно, в последние несколько лет ускорился темп приватизации. Стандартная приватизационная практика в странах Восточной Европы подразумевает продажу комбинатов под инвестобязательства со значительной социальной составляющей и громадными долгами.
На сегодня три крупнейшие в новых странах-членах сталелитейных завода находятся в частной собственности стратегических международных инвесторов. Крупнейшим иностранным инвестором в регионе является английская LNM Group. В Центральной и Восточной Европе этой компании принадлежат заводы общей мощностью в 14 млн. тонн в год в Чехии, Румынии (кандидат на вступление в ЕС в 2007 году) и Казахстане (не является кандидатом). Недавно компания приобрела 4 металлургических завода польской компании PHS. Согласно приватизационному контракту, до 2009 года LNM обязалась инвестировать более 500 млн. евро в PHS.
US Steel является одним из первых инвесторов в регионе. В 2000 году компания приобрела словацкую VSZ, а в сентябре 2003 года выкупила завод Sartid в Сербии (на данный момент не является кандидатом на вступление). US Steel обязалась инвестировать более $700 млн. в течение 10 лет в VSZ и сохранить число занятых на производстве до 2010 года, а также инвестировать около $150 млн. в течение 5 лет в оборотный капитал и модернизацию завода Sartid.
Среди других инвесторов в регионе числятся итальянская Lucchini, владеющая варшавской Huta LW, испанская металлургическая компания Celsa, поглотившая польскую Huta Ostrowiec, а также американская Commercial Metals Co, владеющая заводом Huta Zawiercie. Однако не все инвестиции в металлургическую отрасль региона приходят с Запада. Стремясь не потерять свои позиции на рынке, здесь в качестве инвесторов активизировались российские и украинские компании.
Процесс реструктуризации металлургического сектора Польши еще не достиг необходимого масштаба. Половина из почти 40 национальных металлургических и сталелитейных комбинатов находятся в кризисном состоянии. На протяжении последних нескольких лет основной задачей отрасли было сокращение производственных мощностей и рабочих мест. Многие из попавших «под косу» компаний в прошлом были «промышленными гигантами».
Еще не завершен процесс специализации польских металлургических предприятий. В стране не хватает плоскокатаной продукции, импорт которой продолжает увеличиваться, в то время как на структурированную сталь, рынок которой относительно ограниченный, приходится слишком большая доля производства. Соотношение плоскокатаной и структурированной стали польского производства составляет 45:55, в то время как в рамках ЕС целесообразным с точки зрения конкуренции является соотношение 60:40.
Без масштабной поддержки правительства и/или иностранных инвесторов модернизация металлургической отрасли Польши была бы невозможна. В целом, общая стоимость погашения долговых обязательств отрасли и ее модернизации оценивается правительством в 1,2 млрд. евро.
Следует отметить, что первые шаги в правильном направлении в польском производстве стали были сделаны в 2002 г., когда был создан консорциум PHS, объединивший около 70% производственных мощностей металлургического сектора Польши. Предпосылками создания консорциума стали увеличение объемов импорта и последовавшее сокращение поставок определенных видов продукции национального производства на рынок. Предыдущие попытки приватизации в индивидуальном порядке входящих в консорциум Huta Katowice, Huta Sendzimir, Huta Florian и Huta Cedler были безуспешными. В основном, это объяснялось значительным финансовым бременем для будущих владельцев (к примеру, долг PHS к концу 2002 г. достиг 1,1 млрд. евро). Впоследствии стратегия правительства была пересмотрена, и победителем тендера, как уже упоминалось, стала LNM. Тем не менее, в собственности государства остались 25% акций завода, что дает ему право участвовать в программе его реструктуризации.
Процесс приватизации сталелитейной отрасли Чехии начался с изменением политического курса развития страны в 1989 г. Основное внимание правительства было акцентировано на финансово обеспеченных иностранных партнерах, условием выхода на рынок для которых было не только финансирование, но и внедрение новых технологий производства. Приватизация Trinecke Zelezarny, второй крупнейшей компании национальной отрасли после Nova Hut, проходила поэтапно после изменения статуса компании на акционерную. Крупнейшим ее акционером является чешская Moravia Steel, а вторым – американская Commercial Metals. Остальная часть собственности компании распределена среди мелких акционеров.
Среди стран региона Чехия, пожалуй, больше всех преуспела в отношении модернизации технологий производства металлургических предприятий. В ближайшее время чешские производители стали намерены сократить объемы производства структурированной стали с 3,7 млн. до 3,5 млн. тонн, в то время как производство плоскокатаной стали будет увеличено с 2,4 млн. до 2,8 млн. тонн. Стоимость такой реструктуризации оценена приблизительно на уровне 2,2 млрд. евро.
В мировых масштабах объемы производства металлургической отрасли Словакии являются сравнительно небольшими – около 4 млн. тонн в год (3% показателя ЕС). Тем не менее, сектор привлек к себе внимание благодаря продаже американской US Steel завода VSZ в Кошице, который, в принципе, и представляет собой всю национальную металлургическую отрасль. Таким образом, в руках US Steel оказалось крупное производство в центре Европы, граничащее с перспективными в отношении сбыта продукции регионами. В течение следующих нескольких лет US Steel намерена инвестировать в завод около 1 млрд. евро.
Общий объем потребления стали в Словакии составляет около 1,5 млн. тонн и в основном состоит из импортированной структурированной стали, которая не производится на VSZ. В то же время, более 80% производимой продукции компания реализует на внешних рынках, в основном, соседних стран Центральной и Восточной Европы. В целом, производственный портфель компании формируется с учетом требований развивающегося автомобильного производства в регионе.
К 2005 г. правительство Венгрии планирует завершить продажу государственной собственности в промышленном секторе. На данный момент, в руках правительства полностью или частично находятся около 80 предприятий. С 1998 г. Венгрия, объемы производства стали которой составляют около 2 млн. тонн, является чистым импортером стальной продукции. В 2002 г. доля импортированной стали в общем объеме потребляемой увеличилась до 60%. Из-за этого в начале 2003 г. правительство было вынуждено ввести квоты и дополнительные тарифы на импорт продукции отрасли.
В целом, металлургическая промышленность региона при поддержке национальных правительств и иностранных инвесторов постепенно адаптируется к новым рыночным условиям. Однако следует отметить более медленный темп реформ, чем рассчитывал ЕС. Установленный на 2006 г. deadline, вероятней всего, будет отсрочен на более поздний срок.
Справка: По данным Eurofer, производственные мощности ГМК расширенного ЕС составляют 240 млн. т в год, а объемы производства превышают 183 млн. т в год, или около 19% мирового производства стали. Потребление стали, согласно прогнозам, увеличится с 139 млн. т в год до почти 163 млн. т в год, а сам ЕС станет вторым крупнейшим потребителем стали в мире после Китая.
Объемы производства стали и производственные мощности расширенного ЕС (2003) | ||
| ЕС-15 | Новые страны-члены |
Объем производства | 160,1 | 23,5 |
Производственная мощность | 200 | 40 |
Задействованные мощности | 80% | 59% |
Источник: Eurofer |