Газовые недоговоренности

Share

Минула неделя с тех пор как в Москве RosUkrEnergo и УкрГаз-Энерго подписали дополнительное соглашение, зафиксировавшее граничную цену на 2007 г. и минимальный объем поставок природного газа на 2007-2009 гг. «Как только исполнители вернутся в Украину, они продемонстрируют эти контракты», – сказал тогда украинский премьер, предполагая, что это, само собой, снимет все возможные вопросы. Однако и неделю спустя они лишь продолжают множиться…


 


Ни пресс-конференция председателя правления «УкрГаз-Энерго» и по совместительству зампредседателя правления самого «Нафтогаза» Игоря Воронина, ни интервью пресс-секретаря RosUkrEnergo Андрея Кнутова не дают ответа на ряд важных вопросов, как-то: состоится ли подписание межправительственного протокола (и, как следствие, отмена «газового» НДС), кто и как будет определять параметры нового формата внутреннего газового рынка и какую конечную цену газа получат промпотребители.


 


По словам Воронина, практика подписания протоколов к межправительственному соглашению была прекращена еще в 2005 г., по сути, из-за того, что тогдашнее правительство «не успело или не захотело этого сделать». «Был инициирован переход на рыночные отношения, которые предусматривают, что поставками газа, как и в любой другой стране мира, занимаются компании. И это уже переговоры не государств, а обычных коммерческих структур или компаний», – констатировал предправления.


 


Позицию президента в этом вопросе озвучил заместитель руководителя Секретариата Александр Чалый, заявивший, что заключение такого протокола является одним из главных вопросов в повестке дня украино-российских отношений. По мнению Чалого, «межправительственное соглашение о сотрудничестве с Россией в газовой сфере предусматривает, чтобы на каждый год ценовая политика и политика объемов поставки российского газа регулировалась межправительственными протоколами, а потом на их основе между коммерческими структурами заключался бы контракт», однако «сегодня не понятно, будут ли подписаны эти межправительственные протоколы». В то же время секретарь СНБО Виталий Гайдук высказал сомнения в том, подпадает ли не российский, а «де-факто туркменский, узбекский и казахский» газ под норму действующего межправительственного соглашения: «Не все нынешние отношения умещаются в его рамки».


 


Пропрезидентская «Наша Украина» считает ненормальной ситуацию, при которой газовые поставки отданы на откуп одной коммерческой структуре, а правительство, Минтопенерго и «Нафтогаз» не имеют влияния на этот процесс. Экс-глава НАКа, а ныне нардеп Алексей Ивченко заявляет об угрозе национальной безопасности Украины и, как следствие, об инициировании НУ создания временной следственной комиссии ВР для рассмотрения вопроса поставок импортного газа.


 


Премьер-министр Виктор Янукович занял в вопросе необходимости подписания протокола противоречивую позицию. С одной стороны, он заявил, что вопросы украинско-российского газового сотрудничества, в том числе цены газа для Украины, должны решаться на межгосударственном уровне, а не на уровне субъектов хозяйствования двух стран. С другой стороны, он же отметил, что правительства Украины и России не могут брать на себя обязательства по субъектам хозяйствования, которые подписывают газовые соглашения.


 


Другим вопросом, о который «чиновники от политики» ломают копья, является формула цены законтрактованного газа. Воронин в ходе пресс-конференции честно признал, что «формулы цены на сегодняшний день не существует. Невозможно применить рыночную формулу к нерыночной цене». Тем не менее, топ-менеджер объяснил логику увеличения цены газа с $95 именно до $130: «Есть объективные вещи, которые на сегодняшний день сложились в Средней Азии. 1 октября 2006 г… Туркменистан поднимает планку цены на $35, и у нас цена закупки возрастает на $35. Мы не приняли никаких других аргументов, в т.ч. по повышению цены газа другими среднеазиатскими поставщиками. Мы считаем, что удорожание казахского газа (который уже на казахско-российской границе будет стоить $130 за тыс. куб м – Авт.), учитывая его объемы в структуре поставок, можно дотировать за счет экспорта ».


 


По мнению экспертов правительственного комитета по ТЭК и директора Центра газовых исследований Оксфордского университета Джонатана Стерна, цена на 2007 г. $130 за 1000 м3 является искусственно заниженной, по сути, субсидиарной в отношении украинской экономики. Ее рассматривают в качестве платы: для «Газпрома» – за стабильность европейских контрактов, для RosUkrEnergo – за выход на европейский рынок.


 


Что касается цены, по которой «УкрГаз-Энерго» будет реализовывать природный газ промпотребителям, то на сегодня она неизвестна, что оставляет поле для политических спекуляций. Так, Ивченко предрекает, что «к этим $130 добавится НДС, транспортные услуги. В конечном итоге, украинскому предприятию газ будет стоить до $200», в итоге – «цена у нас будет такая, как у всех, а то и больше». В самой же компании, по словам ее главы, занимаются подсчетами затрат и необходимых инвестиций, которые бы позволили компании развиваться: «Подготовив весь пакет документов, мы обратимся в НКРЭ, и этот регуляторный орган установит предельную цену. В течение ноября-декабря мы проведем договорную кампанию. Наша политика очень простая: все коммерческие потребители, которые потребляют больше 5 млн. куб. м газа в месяц, работают с компанией напрямую без привлечения дилеров. Предприятия, которые потребляют меньше, могут обращаться к дилерам или облгазам».


 


Что касется предельной цены реализации газа в 2007 г., то она, с одной стороны, может быть сформирована по традиционной схеме: входная цена на газ + $15, а с другой стороны, вопрос будет зависеть от конфигурации газового рынка в целом. Так, по словам главы СНБО, «мы просто должны признать, что «УкрГазЭнерго» – монополист на рынке. Есть Антимонопольный комитет, есть соответствующее законодательство, где записана обязательная декларация цены, есть регуляторные механизмы и т.д.».


 


Таким образом, цена реализации газа украинским промышленным потребителям по-прежнему зависит от нескольких неизвестных, как-то: заключения/незаключения украино-российского межправительственного протокола, решений НКРЭ и Антимонопольного комитета. Наконец, не стоит забывать, что многострадальные переговоры «Нафтогаза» и «Газпрома» в Москве, об успешном завершении которых преждевременно заявил 24 октября посол РФ в Украине Виктор Черномырдин, – все еще продолжаются, обещая новые сюрпризы…