Как известно, перспективы развития украинской экономики во многом зависят от «самочувствия» отечественного ГМК. Кроме того, из этой отрасли идут основные потоки валютных поступлений в бюджет. Поэтому не удивительно, что нынешний 13,6-процентный рост национального ВВП совпал с периодом взлета мировых цен на металлопродукцию.
За последние несколько месяцев конъюнктура мирового рынка стали кардинально изменилась. Цены стремительно росли, вследствие чего Украина, по данным Госкомстата, в первом полугодии 2004-го увеличила экспорт проката на 10,6% (до 13,3 млн. т) в количественном и на 51% (до 4,13 млрд. долл.) в стоимостном выражениях.
Феноменальный рост цен способствовал тому, что отечественные производители вышли на новые рынки сбыта. Так, украинская сталь впервые экспортировалась в «дорогие» североамериканские страны. Украина (379 тыс. т). В Евросоюз, кстати, не менее перспективный рынок, поставки выросли на 39,7% – до 1,5 млн. т, в Южную Корею на 30,6% – до 0,45 млн. т и в страны СНГ на 99,4% – до 1,47 млн. т.
Ситуация настолько благоприятна, что даже заводы с технически отсталыми мощностями могут работать с высокой рентабельностью. Например, цены на отечественный горячекатаный прокат за год выросли почти вдвое, до 400 долл./т., а слябы – в полтора раза, до 300 долл./т, Эксперты считают, что сегодня рентабельность у металлургов может достигать 40%.
Однако, по мнению аналитиков Международной консалтинговой компании MEPS, баланс предложение/спрос на рынке стали начинает отклоняться от дефицита. Это происходит потому, что в Китае зафиксировано снижение спроса на импортную сталь, в то время как ежемесячные объёмы экспорта с начала года удвоились.
Уже в мае-июле 2004 года Поднебесная ввезла до трех млн. т стали, импортируя менее одного миллиона тонн ежемесячно, по сравнению с февралем-апрелем того же года. В то же время MEPS отмечает, что цены на сталь пока еще остаются высокими даже, несмотря на то, что все ожидают их падения в связи с увеличением производства и сокращения импорта основными странами-потребителями.
В целом с начала года мировое производство стали выросло на 4,6% (не учитывая Китая). Однако этот фактор не станет причиной избыточного предложения на рынке. Эксперты Международного института чугуна и стали (IISI) советуют повнимательней присмотреться к другим азиатским странам. По их мнению, «двигателем» роста спроса на сталь являются судостроительные компании Японии и стран Юго-Восточной Азии. Порты Японии, Южной Кореи, Таиланда уже заключили договора с производителями стали на несколько месяцев в перед. Следует заметить, что «стальной» бум в доках возник из-за удорожания судового фрахта, и портам срочно требуется пополнение торгового флота. Индия также подогрела ажиотаж на рынке, увеличив импорт стали за апрель-июль сего года на 15% и сократив ее экспорт на 25%.
Все эти тенденции дают основания ПХО «Металлургпрому» с оптимизмом смотреть в будущее. По его прогнозам, в 2005 г. украинские металлурги выплавят 42,2 млн. т стали, что на 9% больше по сравнению с прогнозными данными 2004 года. Как сообщили «Українські новини», в 2005 году будет выплавлено 34,6 млн. т чугуна (на 11,6% больше по сравнению с прогнозными показателями 2004-го) и 36,7 млн. т стального проката (рост 9,9%). В 2004-м в Украине ожидается производство 31 млн. т чугуна, 38,7 млн. т стали и 33,4 млн. т проката
Очевидно, что для выполнения производственного плана необходимо увеличение поставок сырья на предприятия. Так, в 2005 г. отечественные металлурги получат больше концентрата примерно на 1,5 млн. т, окатышей – на 3 млн. т, кокса – на 1,5 млн. т по сравнению с ожидаемыми поставками в 2004 г. По прогнозам «Металлургпрома», в первом полугодии 2005 г. будет произведено 16,4 млн. т чугуна. Во втором полугодии, после реконструкции доменных печей на «Азовстали», Алчевском и Макеевском меткомбинатах, будет выплавлено еще 18,2 млн. т. чугуна.
Хотелось бы отметить то, что в структуре производства стали значительную долю занимают мартеновские печи, тогда как все развитые страны давно отказались от этой затратной технологии. Однако в Украине считают, что сегодня заменять мартены нецелесообразно, поскольку они также работают рентабельно. Напомним, что в конце июле 2004 г. Кабмин утвердил Государственную программу развития и реформирования горнометаллургического комплекса до 2011 г. В этом документе уделено место вопросам модернизации мощностей отрасли, при этом участие государства в этом процессе будет опосредствованным.
По сути, все финансирование техперевооружения производств станет «бременем» для самих предприятий. Согласно, программе до 2011 г. в отрасль необходимо инвестировать около 50 млрд. грн, причем подавляющую часть этих средств должны вложить сами метзаводы. Ожидается, что каждый год капиталовложения будут расти в среднем на 12-13%. Фактически, государство не будет вкладывать деньги в отрасль при том, что в госсобственности находятся некоторые предприятия ГМК-комплекса.
Однако, по мнению генерального директора ПХО «Металлургпром» Василия Харахулаха, меткомбинатам стоит профинансировать масштабные работы по техперевооружению. Нужно осознавать, что на благоприятной ценовой конъюнктуре мирового рынка зарабатывает не только Украина, но и другие производители, которые вкладывают деньги в дальнейшее усовершенствование своих мощностей.
Если нынешние инвестиции в размере 7-9 долл. на тонну выплавляемой стали не увеличатся до европейских 25 долл./т, то через пять лет техническое отставание отечественных предприятий от зарубежных станет критическим. По крайней мере, 60% украинской продукции рискует оказаться неконкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках.
Примечательно, что кроме износа основных фондов отрасль отягощена букетом иных застарелых проблем, главная из которых – катастрофическая нехватка грузовых вагонов. В то же время уже сейчас металлурги не могут обеспечить себя необходимым сырьем из-за постоянных перебоев с обеспечением подвижным составом. По данным ГОКов, сегодня на складах скопилось 1,4 млн. тонн железной руды, которая лежит мертвым грузом.
Только за семь месяцев текущего года железные дороги недодали горнякам 20,3 тыс. вагонов, что превысило аналогичный показатель за весь прошлый год на 2,6 тыс. В результате страдают не только сталевары, но и госбюджет. Учитывая перечень внутренних барьеров и возможное падение цен на внешних рынках, стоит задуматься, насколько реальной является планка, поднятая для металлургов.